21.10.2024 09:16 75
Российские ученые разработали лазерные технологии для ремонта самолетов
Возможности применения передовых технологий в авиационной отрасли стали объектом внимания ученых Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) имени С.А.
Христиановича Сибирского отделения РАН. В ходе рабочей встречи с руководителями S7 AirSpace Corporation, ООО "Технологии и моторы" и АО "БЭМЗ", специалисты обсудили перспективы применения плазменных и лазерных технологий для обслуживания и ремонта самолетов.
ИТПМ СО РАН подчеркнул, что разработанные ими технологии могут быть успешно внедрены на заводах, таких как Бердский электромеханический завод. Это открывает новые возможности для улучшения процессов обслуживания и ремонта авиационной техники, повышая безопасность полетов и эффективность использования самолетов.Важным результатом встречи стало соглашение о дальнейшем сотрудничестве между учеными и представителями авиационных компаний, что способствует развитию инноваций в области технического обслуживания воздушных судов. Внедрение передовых технологий в процессы ремонта и обслуживания авиационной техники становится важным шагом в современной авиационной индустрии.Институт является разработчиком и изготовителем современной промышленной установки плазменного напыления "Термоплазма 50", реализованной на базе оригинальных электродуговых плазмотронов серии ПНК, как уточнил старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН Игорь Гуляев. Атмосферное плазменное напыление - это технология, которая нашла широкое применение в нанесении износо- и корозионностойких, теплозащитных, электроизоляционных и других защитных покрытий в авиационной отрасли. Этот метод обработки поверхностей позволяет улучшить характеристики материалов, повысить их долговечность и надежность в условиях эксплуатации, особенно в агрессивных средах. Кроме того, благодаря использованию плазменного напыления, возможно значительно сократить затраты на обслуживание и ремонт оборудования, что является важным фактором для предприятий, занимающихся производством и обслуживанием авиационной техники.Эксперты в области авиационных технологий подчеркивают, что одной из самых сложных и ответственных технологий является нанесение многослойных теплозащитных покрытий на лопатки турбины и камеры сгорания. Эти покрытия состоят из металлического жаростойкого слоя и керамического термобарьерного слоя, обеспечивающих высокий ресурс работы в условиях высоких температур, как отмечают специалисты.Важным достижением ИТПМ СО РАН является разработка метода высокопрочной лазерной сварки авиационных материалов, таких как титановые сплавы, алюминиевые и алюминиево-литиевые сплавы, включая разнородные соединения. Этот метод позволяет создавать прочные и надежные соединения для использования в авиационной промышленности.Ученые также сообщают о разработке методики восстановления пера лопатки газотурбинного авиационного двигателя на основе титановых и никелевых сплавов. Этот подход позволяет увеличить срок службы и эффективность работы двигателей, что является критически важным для безопасности и надежности авиации.Лазерная технология не только позволяет сохранить аэродинамический профиль ремонтируемой детали, но и обеспечивает высокую точность и эффективность процесса. Заведующий лабораторией, Александр Маликов, подчеркнул важность этого метода в современном ремонте металлических и металлокерамических покрытий. Интересно, что помимо этого, лазерно-плазменная чистка лопаток двигателей также является успешным направлением в исследованиях. Этот метод позволяет эффективно удалять окислы после литья, что существенно улучшает работу двигателей. Следует отметить, что использование импульсно-периодического СO2-лазера в процессе чистки не только обеспечивает высокую производительность, но и предотвращает повреждение металла и изменение веса лопатки. Таким образом, современные технологии лазерной обработки играют ключевую роль в обеспечении надежности и эффективности работы технических устройств.Источник и фото - ria.ru