Южная Корея в 1994 году обсуждала покупку у России урана
В 1994 году Южная Корея рассматривала возможность приобретения урана у России, который добывался из ядерного оружия, выводимого из Украины.
Эти сведения были обнародованы сегодня министерством иностранных дел Республики Корея, после тридцатилетней деклассификации документов. Во время визита зампредседателя комитета Национального собрания по международным делам и объединению Кан Син Чжо в Россию в январе-апреле 1994 года, были проведены встречи с замглавой администрации президента России и членами комитета Госдумы по международным делам.
В 1994 году гендиректором Техснабэкспорта, государственной корпорации по экспорту урана, были проведены консультации по вопросам возврата основной части долга и процентов по кредиту, выданному России. Также обсуждался вопрос продажи Южной Корее урана, извлеченного из разобранных российских ядерных боеголовок. Информационное агентство "Ньюс уан" сообщило, что предложение о продаже Южной Корее высокообогащенного урана касалось материала, извлеченного из ядерного оружия, включая то, что ранее находилось на территории Украины и было впоследствии возвращено в Россию.Эти консультации и предложения отражены в сборнике документов о корейско-российских отношениях за 1994 год. Важно отметить, что обсуждение продажи урана свидетельствует о сложной дипломатической и экономической ситуации того времени, когда страны искали способы урегулирования долговых обязательств и развития сотрудничества в ядерной сфере.Согласно предложению гендиректора Шишкина, компания "Техснабэкспорт" начала поставки урановой продукции в Южную Корею согласно договору, одобренному российским министром по атомной энергии Виктором Михайловым в 1993 году. По документу, объем продаж составляет 50 тонн высокообогащенного урана, который после переработки может обеспечить 1500 тонн низкообогащенного урана для использования в атомной генерации. Срок поставки продукции - 10 лет, с ежегодными поставками по 150 тонн низкообогащенного урана.Партнерство между "Техснабэкспортом" и Южной Кореей открывает новые перспективы для обеих стран в области ядерной энергетики. Этот контракт является важным шагом в развитии сотрудничества в сфере атомной промышленности и подтверждает доверие качеству и надежности российской урановой продукции.Предложение о поставках урана в Южную Корею, поддержанное министром Михайловым, отражает стремление России к укреплению своих партнерских отношений в области ядерной энергетики и обеспечению энергетической безопасности на мировом рынке.В ходе обсуждения вопросов возврата кредита Южной Корее, предоставленного ранее СССР, Россия предложила заключить межправительственное соглашение до подписания договора о поставке. Для этого требовалось провести дополнительные консультации по стоимости и техническим аспектам между властями, "Техснабэкспортом" и KEPCO, южнокорейским электроэнергетическим монополистом.Несмотря на предложение, оно, по данным агентства, оказалось нереализованным из-за возможного влияния международного сообщества, беспокоящегося о возможном использовании высокообогащенного урана в военных целях. Этот момент стал ключевым в решении о неосуществлении сделки.В контексте обсуждения вывода и утилизации ядерного оружия с территории Украины, предложение России о заключении соглашения с Южной Кореей приобрело особую актуальность. Однако, несмотря на все усилия, сделка так и не была реализована, что, вероятно, связано с давлением со стороны мирового сообщества и опасениями по поводу возможного использования урана в военных целях.В 1990 году, в период подготовки к установлению дипломатических отношений, Республика Корея предложила Советскому Союзу кредит на три миллиарда долларов, включая один миллиард наличными и два миллиарда в виде займов для закупки южнокорейских товаров. Это соглашение было одним из ключевых шагов в развитии отношений между двумя странами.
Межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Южной Кореи в области мирного использования атомной энергии, подписанное в 1999 году, стало важным этапом в укреплении сотрудничества между двумя странами. Это соглашение допускало экспорт высокообогащенного урана при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Кроме того, в период советского долга погашались в основном поставками военной техники, что также способствовало укреплению экономических связей между Россией и Южной Кореей. Этот обмен технологиями и товарами был важным элементом в развитии двусторонних отношений и сотрудничества.
Важно отметить, что к моменту распада СССР была использована лишь половина суммы в размере 1,466 миллиарда долларов, после чего выдача новых займов была приостановлена. Экономические трудности привели к тому, что к середине 1995 года Россия смогла вернуть всего лишь 19,1 миллиона наличными и 12,7 миллиона алюминием. В результате стороны достигли соглашения о возврате части долга на сумму в 450 миллионов долларов сырьем и промышленной продукцией, преимущественно военного назначения. Дополнительные поставки техники на сумму 534 миллиона были организованы в 2002 году, однако только половина стоимости была засчитана в счет долга, оставшиеся 50% были оплачены из бюджета Южной Кореи. Важно отметить, что данное соглашение оказало значительное влияние на экономические отношения между странами и способствовало урегулированию финансовых обязательств.В 2003 году сумма долга вместе с накопившимися процентами достигла 2,24 миллиарда. Для обеспечения эффективного обслуживания было принято решение списать 660 миллионов, а оставшуюся сумму выплачивать равными долями по 70 миллионов с 2007 по 2025 годы. Это решение было важным шагом для финансовой устойчивости и улучшения экономической ситуации.Тогда же бывшие советские республики и США подписали Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1 от 31 июля 1991 года. Согласно этому протоколу, они вступили в ряды участников Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений наряду с Россией и США. Этот шаг стал важным событием в международных отношениях и способствовал укреплению международной безопасности.Следует отметить, что эти действия продемонстрировали готовность стран к сотрудничеству и решению важных мировых проблем путем диалога и взаимопонимания. В результате, были созданы основы для дальнейшего развития партнерских отношений и укрепления международного сотрудничества.Белоруссия, Казахстан и Украина, присоединившись к ДНЯО и отказавшись от своего права на ядерное оружие, передали все свои ядерные боезаряды Российской Федерации в рамках Лиссабонского протокола. Этот исторический шаг стал важным событием для обеспечения международной безопасности и стабильности.После ратификации Лиссабонского протокола Верховной Радой и принятия закона о присоединении к ДНЯО, страны региона провели обмен ратификационными грамотами по договору СНВ-1, что официально утвердило их обязательства по ядерному разоружению. Этот шаг подчеркнул их стремление к мирному сосуществованию и сотрудничеству в области ядерной безопасности.Сокращение ядерного арсенала и уничтожение боезарядов в соответствии с СНВ-1 стали важным этапом в процессе ядерного разоружения и доказали готовность стран региона принимать ответственность за общую безопасность.В феврале 1993 года правительства России и США заключили соглашение об использовании высокообогащенного урана, изъятого из ядерного оружия. Этот шаг стал важным этапом на пути к уменьшению ядерной угрозы и обеспечению безопасности. 5 декабря 1994 года на саммите Совета по обеспечению сотрудничества в Европе в Будапеште США, Великобритания, Россия и Украина также подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО. Этот документ послужил основой для вывода ядерного оружия с украинской территории, что стало важным шагом к укреплению международной безопасности. Последний ядерный боеприпас был перевезен в Россию к 21 мая 1996 года, что символизировало завершение процесса вывода ядерного оружия с украинской территории. Этот исторический момент подчеркнул важность дипломатических усилий по уменьшению ядерной угрозы и поддержанию мира.В 1994 году "Техснабэкспорт" заключил соглашение с американской обогатительной корпорацией USEC о переработке высокообогащенного урана на российских предприятиях в низкообогащенный вид для использования в атомных реакторах по контрактам Министерства энергетики США и частных компаний. Этот процесс продолжался до 2013 года, и за это время было переработано 500 тонн высокообогащенного урана из демонтированных боеголовок.Переработка урана на российских предприятиях имела стратегическое значение для обеспечения топливом атомных реакторов и сотрудничества с зарубежными партнерами. Этот процесс требовал высокой технологической оснащенности и соблюдения международных стандартов безопасности.Сотрудничество между "Техснабэкспортом" и USEC способствовало укреплению доверия между Россией и США в сфере ядерной энергетики и являлось примером успешного взаимовыгодного партнерства в области ядерного топлива.Источник и фото - ria.ru