80 лет Великой Победе!

ОБЩЕСТВО

назад

Ученые заявили о снижении уровня речевой культуры в обществе

Ученые заявили о снижении уровня речевой культуры в обществе
Современные тенденции в образовании и коммуникации вызывают серьезную обеспокоенность экспертов в области речевого развития.

В условиях повсеместного распространения цифровых технологий и гаджетов наблюдается заметное снижение уровня владения русской речью среди молодежи, что требует срочного внимания и принятия дополнительных образовательных мер. На прошедшем фестивале "Говорим по-русски" ученые Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского подчеркнули необходимость активного внедрения новых инициатив, направленных на улучшение речевых навыков и сохранение культурного наследия языка.

Ректор ЯГПУ, член-корреспондент Российской академии образования Михаил Груздев отметил, что чрезмерное увлечение цифровыми сервисами в раннем возрасте негативно сказывается на формировании речевых компетенций у детей и подростков. По его словам, постоянное использование мессенджеров, социальных сетей и других онлайн-платформ приводит к упрощению языка, снижению словарного запаса и ухудшению навыков устной и письменной речи. Это, в свою очередь, создает угрозу для речевой культуры всего общества, поскольку грамотность и выразительность речи являются фундаментом эффективного общения и развития личности.

В связи с этим специалисты ЯГПУ призывают образовательные учреждения, родителей и общественные организации объединить усилия для создания комплексных программ, которые будут способствовать развитию речевых навыков с раннего возраста. Важно не только ограничивать время, проводимое в цифровой среде, но и активно внедрять традиционные методы обучения языку, включая чтение классической литературы, участие в дискуссиях и творческих проектах. Только системный подход позволит сохранить богатство русского языка и обеспечить его достойное будущее в условиях стремительных технологических изменений.

Развитие речевой культуры является фундаментальным аспектом современного образования, который требует внимания не только педагогов, но и всего образовательного сообщества. В условиях стремительного развития информационных технологий и коммуникаций умение четко и грамотно выражать свои мысли становится ключевым навыком для успешной социализации и профессионального роста учащихся. Поэтому крайне важно, чтобы каждый школьный урок и внеурочная деятельность были направлены на систематическое формирование у школьников навыков монологической речи, умения строить логичную и убедительную аргументацию, а также вести конструктивные дискуссии. Такие дидактические решения способствуют развитию критического мышления и уверенности в собственных силах. Кроме того, не менее значимо включать элементы речевой культуры в программу подготовки будущих педагогов, чтобы они уже на этапе обучения приобрели необходимые компетенции для эффективного взаимодействия с учениками и коллегами. Только комплексный подход к развитию речевых навыков позволит создать благоприятную образовательную среду, способствующую всестороннему развитию личности. Как отметил ректор, признание важности этой задачи и ее систематическое внедрение в педагогическую практику являются залогом успешного формирования коммуникативной компетентности школьников и будущих учителей.

В современном обществе сохранение языковой культуры приобретает особую значимость, поскольку оно неразрывно связано с укреплением национальной идентичности и безопасностью государства. Руководитель проекта, доцент кафедры культурологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Наталья Дидковская подчеркнула, что вопросы сохранения языковой культуры напрямую связаны с национальной безопасностью. Она отметила, что сегодня наблюдается заметное снижение уровня речевой культуры среди населения, что обусловлено множеством факторов — как внешними влияниями, так и снижением стандартов преподавания речевой культуры в образовательных учреждениях.

«Люди повсеместно стали хуже говорить. Это объясняется многими факторами: и внешним влиянием, и стандартами преподавания речевой культуры, которые тоже снижаются. Поэтому любые проекты, связанные с развитием речевой культуры, особенно у учителей, чрезвычайно важны», — подчеркнула Дидковская, акцентируя внимание на необходимости системной работы в этой сфере. По её словам, именно учителя играют ключевую роль в формировании грамотной и выразительной речи у подрастающего поколения, что в конечном итоге влияет на культурное и интеллектуальное развитие общества.

В рамках реализации проекта «Говорим по-русски» с сентября по ноябрь были проведены разнообразные мероприятия, направленные на повышение уровня речевой культуры. Среди них — экспертные лекции по культуре речи, риторические батлы, креативные тренинги и мастер-классы, а также диктант по современному русскому языку. Особое внимание привлекла «Неконференция», где студентам предлагалось представить сложные научные проекты доступным и понятным языком, что способствовало развитию навыков ясного и убедительного общения.

Таким образом, комплексный подход к развитию речевой культуры, включающий образовательные инициативы и творческие форматы, является важным шагом на пути к сохранению языкового наследия и укреплению национальной безопасности. В условиях глобализации и быстрого распространения цифровых коммуникаций именно грамотная и культурная речь помогает сохранить уникальность национального самосознания и способствует гармоничному развитию общества в целом.

Мероприятия, посвящённые развитию языковых навыков и культурному просвещению, вызвали живой интерес у студентов и преподавателей. Всего в различных активностях фестиваля приняли участие свыше 1500 студентов, что свидетельствует о высокой вовлечённости молодёжи в образовательные инициативы. Организаторы подчеркнули, что все форматы были органично интегрированы в учебный процесс, что позволило сделать обучение более динамичным и интересным.

«Мы исходили из того, что фестивальные жанры должны быть глубоко инкорпорированы в учебные планы. Наши мастер-классы, риторические батлы и диктант были упакованы в расписание студентов. И мы довольны их заинтересованностью — запрос есть, студентам интересно узнавать о языке в неформальном ключе», — резюмировала Дидковская. Такой подход способствует не только развитию языковых компетенций, но и формированию критического мышления и коммуникативных навыков в непринуждённой атмосфере.

В рамках фестиваля также состоялся показ и последующее обсуждение документального фильма, посвящённого роли русского языка в современном мире. Это мероприятие позволило участникам глубже осознать значение языка как культурного и социального феномена. Кроме того, организаторы наградили авторов лучших работ, представленных на «Неконференции», что стало дополнительной мотивацией для студентов проявлять творческую активность и совершенствовать свои знания. В целом, фестиваль подтвердил важность интеграции образовательных и культурных инициатив для развития молодёжи и укрепления языковой среды.

Современное образование нередко акцентирует внимание на практическом использовании знаний, однако глубокое понимание родного языка остается важнейшей основой для личностного и профессионального развития. Недавний студенческий проект стал ярким примером того, как можно открыть для себя новые грани русского языка, даже если кажется, что ты уже многое знаешь.

Студенты отметили, что участие в мероприятии позволило им взглянуть на родной язык с неожиданной стороны и расширить свои лингвистические горизонты. «Казалось бы, русский язык — это то, что мы знаем с детства, и что еще можно изучать? Но фестиваль открыл для меня множество тонкостей и интересных фактов, о которых я раньше не задумывалась», — рассказала Лия Никифорова, студентка третьего курса Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Кроме того, Арина Ломакина, её однокурсница, подчеркнула высокий уровень вовлеченности и масштабность проекта: «В мероприятии приняли участие не только студенты нашего филологического факультета, но и представители других факультетов. Это позволило нам по-новому осознать значимость культуры речи в современном обществе и вспомнить, почему так важно сохранять и развивать языковое наследие».

Таким образом, подобные инициативы не только обогащают знания студентов, но и способствуют формированию уважительного отношения к родному языку, что является залогом успешной коммуникации и культурного развития в будущем. Участие в подобных проектах помогает молодым людям не просто учить язык, а жить им, ценить его богатство и многообразие.

Финальным аккордом фестиваля стал увлекательный квиз, в котором студенты проявили свои знания в области норм современного русского языка, истории его развития и правил речевого этикета. Интеллектуальная игра, по мнению организаторов, стала одним из самых энергичных и популярных мероприятий, собрав большое количество участников. Команды показали не только высокий уровень эрудиции, но и искренний интерес к вопросам речевой культуры, что свидетельствует о важности сохранения и развития языкового наследия. В середине фестиваля прошел практико-ориентированный цикл занятий под названием "Говорим по-русски", направленный на углубленное изучение и применение языковых норм в повседневной коммуникации. Этот цикл был реализован в рамках масштабного проекта "Будущее моей страны – ответственность принимаю на себя!", который получил поддержку от "Росмолодежь. Гранты". Благодаря таким инициативам молодое поколение получает возможность не только расширять свои знания, но и формировать ответственное отношение к сохранению культурных традиций русского языка. В итоге, мероприятие стало значимым шагом в популяризации речевой культуры и стимулировании интеллектуального развития молодежи.

Источник и фото - ria.ru

Предыдущая новость Следующая новость
вверх
Клининговая компания
Профессионально оказывает услуги по уборке помещений и квартир в Москве, уборка офисов, квартир и помещений. Добавить СЃРІРѕР№ сайт
Семейный ресторан-бар
Пицца, роллы, суши, воки и вкуснейшие шашлыки-гриль с бесплатной доставкой. Добавить СЃРІРѕР№ сайт

Наши партнёры

ГОРОДСКАЯ СЕТЬ ПОРТАЛОВ ГРУППЫ MOS.NEWS