04.06.2024 00:13
713
Счетная палата проанализировала деятельность кураторов налоговых расходов
Деятельность кураторов налоговых расходов в России была проанализирована Счетной палатой РФ, и выявлены недостатки при оценке их эффективности.
По результатам анализа, проведенного за 2019–2023 годы, выяснилось, что существует ряд проблем в работе кураторов налоговых расходов, которые требуют немедленного внимания и корректировки.
Налоговые расходы - это важный элемент бюджетной системы России, они представляют собой выпадающие доходы, обусловленные различными налоговыми льготами и преференциями. Однако, несмотря на их важность, эффективность управления этими расходами оказалась под сомнением в результате анализа Счетной палаты. Согласно представленным данным, кураторы налоговых расходов не всегда правильно оценивают целесообразность и эффективность использования бюджетных средств. Это может привести к нецелевому использованию налоговых ресурсов и негативным последствиям для экономики страны. В связи с этим, необходимо принять меры по улучшению мониторинга и контроля за расходованием налоговых средств, а также повысить ответственность кураторов за результаты своей деятельности. Только таким образом можно обеспечить эффективное управление налоговыми расходами и достижение поставленных целей государственной политики.В рамках анализа эффективности налоговых расходов, проведенного Счетной палатой, выявлено, что некоторые методики оценки не были утверждены в установленный срок. По данным на 1 июля 2023 года лишь 47,6% из 145 исследованных налоговых расходов имели утвержденные методики. Это говорит о необходимости улучшения процесса утверждения методик оценки эффективности налоговых расходов.Изученные налоговые расходы включали 134 стимулирующих и 11 технических расходов по трем видам налогов: на добавленную стоимость, прибыль организаций и добычу полезных ископаемых. Эти расходы подразделяются между 14 министерствами, Федеральным архивным агентством и госкорпорацией Роскосмос. Важно обеспечить более эффективное управление и контроль за процессом утверждения методик оценки налоговых расходов для повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.По мнению аудитора Андрея Батуркина, одной из основных причин отсутствия методик оценки эффективности налоговых расходов является длительный период их разработки или доработки кураторами по замечаниям Минфина и Минэкономразвития. Это связано с отсутствием информации о фискальных характеристиках, изменениями в законодательстве и несогласием отдельных ФОИВ с кураторством налоговых расходов. Как отмечает аудитор, эти факторы приводят к неоднократному уточнению параметров льготы, что затрудняет процесс оценки эффективности налоговых расходов. Согласно данным ведомства, в 2020 году объем выпадающих доходов по налоговым расходам, по которым проведена оценка, составил 823 миллиарда рублей, что составляет 66% от общей суммы выпадающих доходов по налоговым расходам, по которым утверждены методики оценки эффективности. В 2021 году этот объем увеличился до 946 миллиардов рублей, что составляет 38% от общей суммы.Изучив отчет Счетной палаты, становится ясно, что помимо отсутствия оценок эффективности налоговых расходов в срок, существуют и другие проблемы. Одной из них является длительное время, которое уходит на доработку проектов методик кураторами. Кроме того, выявлены недостатки при согласовании этих методик, включая "продолжительное их рассмотрение Минфином России". Например, Счетная палата приводит случай, когда Минэнерго занималось формированием проекта методики оценки эффективности нефтегазовых налоговых расходов с 1 ноября 2019 года до 6 марта 2023 года. Однако указанный проект министерства рассматривался в Минфине в 2022 году на протяжении четырех месяцев. Причиной такого промедления, по мнению Счетной палаты, стали разногласия в подходах между Минэнерго и Минфином в процедуре и сроках согласования. Это подчеркивает важность эффективного взаимодействия и согласования между различными ведомствами для обеспечения более оперативного принятия решений и оптимизации налоговых расходов. Необходимо уделить большее внимание процессу согласования методик оценки эффективности, чтобы избежать задержек и повысить эффективность управления налоговыми средствами.Для более детального анализа эффективности налоговых расходов, кураторы провели оценку по утвержденным методикам. В результате оценки было выявлено, что менее трети налоговых расходов были признаны эффективными: 12 из 40 на 2020 год и 17 из 56 на 2021 год. Это указывает на необходимость более тщательного контроля и оптимизации расходов в бюджете.Однако, по остальным налоговым расходам отмечены отрицательные показатели по различным критериям оценки. Некоторые расходы не были оценены полностью из-за отсутствия фискальных характеристик, что затрудняет объективную оценку и управление бюджетом. Это подчеркивает важность улучшения системы учета и мониторинга налоговых расходов.В заключении, аудиторы отметили, что несмотря на некоторые негативные результаты, кураторы сделали выводы об эффективности большей части налоговых расходов. Предложения, направленные в Минфин России о сохранении льгот, должны быть дополнительно обоснованы и подкреплены конкретными данными для обеспечения более эффективного управления финансами.Источник и фото - ria.ru