
Счетная палата оценила эффективность внедрения системы управления рисками

В последние годы в России наблюдается значительное внимание к реформам в сфере государственного контроля и надзора.
В этом контексте Счетная палата РФ провела детальный анализ внедрения системы управления рисками в деятельность контрольно-надзорных органов. Результаты исследования, опубликованные 6 февраля, показывают, что, несмотря на наличие положительных тенденций, полное внедрение данной системы еще не достигнуто.
"Президент Российской Федерации поставил перед нами амбициозную задачу: с 1 января 2025 года перейти от временных ограничений проверок к риск-ориентированной модели контроля и надзора. Мы проанализировали работу девяти органов контроля и надзора и пришли к выводу, что их деятельность в целом соответствует новой концепции государственного контроля, которая акцентирует внимание на сокращении числа проверок и приоритете профилактических мер", - отметила аудитор Светлана Орлова.Тем не менее, как подчеркивается в материалах Счетной палаты, существуют определенные препятствия, мешающие полному переходу к риск-ориентированному подходу. Это может быть связано с недостаточной подготовленностью кадров, отсутствием необходимых технологий или недостаточной координацией между различными органами. Важно, чтобы в будущем были разработаны четкие механизмы и стратегии, способствующие более эффективному внедрению данной модели. Таким образом, переход на риск-ориентированную модель контроля и надзора является не только необходимым, но и сложным процессом, требующим всестороннего анализа и поддержки со стороны всех заинтересованных сторон. Важно, чтобы все изменения были направлены на улучшение качества государственного контроля и защиту прав граждан.В 2023 году наблюдается значительное изменение в подходах к проверкам и профилактическим мероприятиям. По сравнению с 2021 годом количество проверок сократилось в четыре раза, в то время как число профилактических мероприятий увеличилось в два раза. Это свидетельствует о стремлении к более проактивному подходу в управлении рисками. Однако, как отметила Орлова, несмотря на эти изменения, мораторий на проверки не позволил сформировать устойчивую практику применения системы управления рисками.Счетная палата указывает на несколько факторов, способствующих такому результату. Прежде всего, недостаточное категорирование объектов является одной из ключевых причин. Установленные критерии для отнесения объектов к категориям риска не полностью соответствуют требованиям законодательства, что затрудняет адекватную оценку рисков. Это подчеркивает необходимость пересмотра и улучшения критериев, чтобы они более точно отражали реальную ситуацию и обеспечивали эффективное управление рисками.Таким образом, хотя в 2023 году наблюдаются положительные изменения в профилактических мерах, важно продолжать работу над усовершенствованием системы управления рисками. В противном случае, без четкой и эффективной классификации объектов, существующие усилия могут оказаться недостаточными для достижения желаемых результатов. Необходимо также учитывать, что успешная реализация системы управления рисками требует комплексного подхода и взаимодействия всех заинтересованных сторон.Недостаточное категорирование объектов является серьезным препятствием для эффективного управления рисками, поскольку оно мешает контрольным органам сосредотачивать свои усилия на объектах, где риск причинения вреда обоснован, а тяжесть возможных негативных последствий доказана, пояснила Орлова. Следующим недостатком, выявленным Счетной палатой, является отсутствие синхронизации данных между различными информационными системами контрольно-надзорных органов. Из-за того, что ведомственные информационные системы не полностью интегрированы с Единым реестром видов федерального госконтроля, возникает несогласованность сведений по различным показателям в различных информационных ресурсах.Эффективное управление рисками требует системного подхода к категоризации объектов и согласованности данных между информационными системами различных органов контроля и надзора.Важность эффективного контроля в современных условиях невозможно переоценить. В этом контексте контрольное ведомство обнаружило ряд недостатков в использовании индикаторов риска при осуществлении внеплановых проверок. Несмотря на то что этот инструмент демонстрирует высокую эффективность, остаются нерешенными вопросы, касающиеся качества индикаторов риска. В частности, необходимо обратить внимание на их направленность на наиболее массовые и критические инциденты, а также на максимальный охват предметов контроля. Кроме того, важным аспектом является возможность измеримости и верифицированности данных индикаторов. "Учитывая дальнейшее развитие индикаторов рисков как главного основания для проведения внеплановых проверок, необходимо совершенствовать данный инструмент", - подчеркнула Орлова. Важно отметить, что улучшение этих показателей не только повысит качество проверок, но и позволит более эффективно реагировать на потенциальные угрозы, что в конечном итоге приведет к повышению уровня безопасности и доверия со стороны общества.
В процессе внедрения риск-ориентированного подхода в системе контроля и надзора, выявленные данные Счетной палаты свидетельствуют о периоде адаптации к новым требованиям. Особое внимание уделено переходному периоду, который осложнили ковидные и санкционные ограничения. Глава департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития РФ, Александр Вдовин, подчеркнул, что замечания Счетной палаты требуют детального анализа и корректировок.Важно отметить, что Минэкономразвития активно работает над устранением выявленных проблем и недочетов, указанных в отчете Счетной палаты. Этот процесс требует согласованной работы всех участников и внимательного мониторинга изменений в системе контроля.Кроме того, в контексте современных вызовов и изменений в экономике, внедрение риск-ориентированного подхода становится необходимостью для эффективного функционирования системы контроля и надзора. Важно не только выявлять проблемы, но и оперативно реагировать на них, чтобы обеспечить стабильность и прозрачность в экономической сфере.С начала 2025 года наблюдается значительный рост числа индикаторов риска, который достиг 542. Это свидетельствует о том, что система мониторинга и оценки рисков становится более комплексной и эффективной. Важным аспектом этого процесса является то, что средняя эффективность контрольных мероприятий, основанных на данных индикаторах, также увеличилась, достигнув 88%. В некоторых случаях эффективность контроля достигла впечатляющих 100%. Министерство экономического развития подчеркивает важность категорирования объектов контроля как ключевого элемента в управлении рисками. В 2022 году был создан реестр объектов контроля на основе Единого реестра видов контроля (ЕРВК), который теперь включает информацию о категориях риска, присвоенных различным объектам. На январь 2023 года в ЕРВК уже насчитывалось более 3 миллионов объектов контроля. Однако к сентябрю 2024 года это число возросло до 7 миллионов, и на данный момент составляет около 9 миллионов. Эти изменения подчеркивают не только рост объема контроля, но и необходимость постоянного совершенствования методов управления рисками. Таким образом, можно ожидать дальнейшего повышения эффективности контрольных мероприятий, что в свою очередь будет способствовать более безопасной и стабильной экономической среде. Важно отметить, что такая динамика требует от специалистов постоянного обновления знаний и навыков для адекватного реагирования на новые вызовы.Источник и фото - ria.ru