80 лет Великой Победе!

ОБЩЕСТВО

назад

Историк рассказал о вооружении СССР новыми танками в начале 1930-х

Историк рассказал о вооружении СССР новыми танками в начале 1930-х
Эксперт по истории спецслужб и член Национального центра исторической памяти при президенте РФ, Олег Матвеев, рассказал, что в начале 1930-х годов Советский Союз, из-за недостаточной развитости своей промышленности, пришлось приобретать передовые модели танков у западных стран с правом на их производство.

Это позволило Западу влиять на вооружение Красной армии новейшей техникой, которая впоследствии использовалась в различных конфликтах и войнах, начиная от гражданской войны в Испании и до начала Великой Отечественной войны.

Интересно, что именно эти танки, приобретенные у западных стран, сыграли ключевую роль в формировании технической базы советской бронетехники на пороге второй мировой войны. Этот период стал важным этапом в развитии военного потенциала Советского Союза и определил его дальнейшие возможности в области обороны.

Олег Матвеев также подчеркнул, что взаимодействие между СССР и западными странами в сфере военной техники имело сложные политические и стратегические аспекты, оказавшие влияние на ход и исход многих военных конфликтов в XX веке.

В эти дни, когда прошло уже 95 лет с тех пор, как весной 1930 года советская закупочная комиссия вернулась из длительной командировки по военным заводам и полигонам Европы и США с лицензиями на производство новых боевых машин, ставших основой танкового парка страны, становится ясно, как важным было это событие для развития военной промышленности Советского Союза.

"В начале октября 1928 года в Советском Союзе был запущен первый пятилетний план развития народного хозяйства, который сделал основной упор на развитие промышленности. Руководство страны понимало, что уровень промышленного потенциала неразрывно связан с обороноспособностью государства", - подчеркнул Матвеев, освещая важность стратегического планирования в экономике и обороне.

В начале XX века Советский Союз столкнулся с необходимостью догнать развитие передовых стран. Слова Иосифа Сталина, произнесенные в 1931 году, отражали стремление страны сократить отставание: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". На плечи советского народа было возложено огромное бремя - создать новые отрасли промышленности, повысить производительность труда и освоить выпуск новой техники, включая для нужд армии, авиации и флота, подчеркнул историк.

Советской промышленности в конце 1920-х годов не хватало возможностей обеспечить вооруженные силы современной техникой на уровне передовых капиталистических стран, которые могли стать потенциальными противниками в будущей войне, добавил Матвеев. Таким образом, стремление к техническому прогрессу и военной мощи стало одним из ключевых приоритетов советского руководства в то время.

Сразу после утверждения двух ключевых постановлений Политбюро ЦК ВКП(б) 15 июля 1929 года, стало ясно, что проблемы в сфере обороны СССР и военной промышленности требуют немедленного внимания. В первом из них отмечалось, что отсталость промышленной базы серьезно затрудняет техническое перевооружение армии, что приводит к значительному отставанию Красной армии в артиллерийском и танковом вооружении. Недопустимо допускать срыв плана технического перевооружения из-за медленного внедрения нового оружия.

Для успешного разрешения громадной проблемы технического оснащения Красной армии и выполнения утвержденных Политбюро мероприятий по артиллерийскому, танковому, авиационному, химическому перевооружению по пятилетнему плану необходимо обеспечить сильное взаимодействие конструкторских и технических бюро на предприятиях военной промышленности с научно-исследовательскими и техническими учреждениями страны. Только таким образом можно привлечь заграничную техническую помощь и обеспечить своевременное осуществление задуманных мероприятий. Важно, чтобы все структуры работали в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить эффективное перевооружение и укрепление обороноспособности страны.

Для успешного развития промышленности и обороноспособности страны, ВСНХ должен немедленно укрепить имеющиеся конструкторские и технические бюро на заводах опытными специалистами, а также создать новые, где их еще нет. Важно также привлечь к работе технических экспертов из-за границы. Особое внимание следует уделить развитию артиллерийского, танкового, авиационного и химического производств.

По мнению Матвеева, важность "привлечения технической помощи из-за границы" в стратегически важной военной сфере для страны на тот момент была неоспорима. В условиях постоянной геополитической напряженности и технической конкуренции, сотрудничество с зарубежными специалистами становилось необходимостью для обеспечения обороноспособности и технологического прогресса.

Такие шаги позволяли советскому государству не только укрепить свои позиции в военной отрасли, но и обеспечить передовые технологии и знания для развития промышленности в целом. В конечном итоге, сотрудничество с зарубежными партнерами способствовало укреплению обороноспособности страны и повышению ее технического потенциала.

В период индустриализации в Советском Союзе, американская компания Albert Kahn Inc., основанная известным промышленным архитектором Альбертом Каном, начала активно работать. Подписанный при участии советского акционерного общества "Амторг" договор делал фирму основным консультантом правительства СССР по промышленному строительству. Этот шаг открыл двери для строительства промышленных объектов в стране с общей стоимостью в 2 миллиарда долларов, что по сегодняшним меркам эквивалентно более чем 250 миллиардам долларов. Эксперт отмечает, что данное сотрудничество имело значительное влияние на развитие промышленности Советского Союза и открыло новые перспективы для строительной отрасли.

Эксперт по истории промышленного развития СССР отмечает, что в период с 1929 по 1932 год американская компания активно участвовала в проектировании и строительстве более 500 промышленных объектов на территории Советского Союза. Среди них были тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске и Харькове, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, а также механические и сталелитейные цеха в различных регионах страны. Это сотрудничество с зарубежными партнерами, включая США, Германию, Великобританию и другие страны, происходило в условиях отсутствия официальных дипломатических отношений между странами. Важно отметить, что на тот момент Советский Союз еще не был признан Соединенными Штатами как суверенное государство, что делает этот период особенно интересным для изучения истории взаимоотношений между двумя странами.

В декабре 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает важное постановление "О выполнении танко-тракторной программы", продолжая развитие своих стратегических решений, принятых в июле того же года. В этом документе отмечается, что на тот момент в арсенале РККА был только один тип танка - Т-18, который не соответствовал современным требованиям и не имел окончательного производства.

Политбюро ЦК ВКП(б) подчеркивает необходимость усиления обороноспособности страны и модернизации вооружений. В постановлении отмечается, что разработка и производство новых типов танков является стратегически важным шагом для обеспечения безопасности государства.

"О выполнении танко-тракторной программы" ставит задачу разработать и внедрить в производство более современные и эффективные танки, способные эффективно справляться с вызовами современной войны. Важно обеспечить армию передовыми технологиями и средствами боевой техники для успешной обороны страны.

В связи с отсутствием разнообразия типов и конструкций танков, а также недостаточной разработкой программы по обеспечению армии мощными тракторами, возникают серьезные проблемы в танкостроении. Недостаточное внимание уделяется обеспечению броней и моторами для танков, что затрудняет выполнение планов по развитию танкостроения. Кроме того, отсутствует четкий план развития заводов для выполнения программы, утвержденной Политбюро 15 июля 1929 года.

Кроме танка Т-18, в сфере танкостроения отсутствуют новые модели и типы танков, способных удовлетворить современные потребности армии. Пятилетняя программа по тракторостроению и моторостроению не согласована с потребностями в мощной военной технике. Необходимо уделить больше внимания развитию конструкторских сил для успешного выполнения планов по танкостроению.

"Ввиду ограниченности наших конструкторских ресурсов в области танкостроения и отсутствия современных типов и конструкций танков, необходимо принять меры к улучшению ситуации до 20 декабря 1929 года. Необходимо разработать новые модели танков, обеспечить их надежность и эффективность в условиях современной войны, чтобы удовлетворить потребности армии в сильной бронированной технике".

В постановлении было отмечено, что авторитетная комиссия из представителей ВСНХ и НКВоенмора получила задачи, включающие выбор и закупку различных типов и образцов танков, особенно средних и крупных. Также комиссии было поручено изучить возможности получения технической помощи и конструкторской поддержки.

Новая информация о том, что в результате формирования комиссии была отправлена в длительную заграничную командировку закупочная группа. Эта группа возглавлялась высокопоставленными чиновниками, такими как начальник Управления моторизации и механизации РККА Иннокентий Халепский, заместитель председателя ВСНХ Николай Осинский, заместитель начальника Военно-промышленного управления ВСНХ Даниил Будняк и начальник инженерно-конструкторского бюро по танкам Семен Гинзбург.

Эти действия свидетельствуют о серьезности и важности задач, стоящих перед комиссией, и о стремлении к обеспечению армии современными и эффективными боевыми машинами. Важно, чтобы комиссия смогла успешно выполнить поставленные перед ней задачи и принести пользу оборонной отрасли страны.

В служебной записке начальника Штаба РККА Бориса Шапошникова наркому по военным и морским делам СССР, председателю Реввоенсовета СССР Клименту Ворошилову от 13 декабря 1929 года были сформулированы более конкретные цели и задачи комиссии, которые цитировал Матвеев. В частности, речь шла о закупке образцов танков за границей. Согласно записке, среди желаемых типов танков были упомянуты "Виккерс" 1927 года из Англии, "Кристи" и "Медиум ТС" из Америки.

Комиссия, о которой говорил Матвеев, выражала заинтересованность в возможности приобретения партии средних танков из Америки. Особое внимание уделялось техническим характеристикам танков, таким как колесно-гусеничный ход. Важно отметить, что в записке также упоминался вариант последнего типа танка на гусеничном ходу из Америки.

В целом, цели и задачи комиссии, описанные в записке, свидетельствовали о стремлении улучшить боевую технику и модернизировать вооруженные силы СССР путем приобретения новых образцов танков из-за рубежа.

В записке было сказано, что необходимо приобрести несколько видов танков и бронетехники из разных стран. В частности, речь шла о малых танках, таких как ТЕ-1 из Америки, "Рено" № 27 из Франции и двухместная танкетка "Карден Ллойд" из Англии. Кроме того, было отмечено, что желательно приобрести большой танк "Виккерса" из Англии и вездеходное шасси танк-истребитель с мощным вооружением.

Важно отметить, что в записке также упоминалась необходимость закупки самоходной зенитной установки и шестиколесной бронемашины. Эти виды бронетехники были признаны важными для выполнения конкретных задач. Покупка разнообразных танков и бронемашины из разных стран была предложена с целью обеспечения разнообразия в боевой технике.

Таким образом, в записке был подробно описан план по приобретению различных видов танков и бронетехники для укрепления боевой мощи. Каждый тип бронетехники был выбран с учетом его характеристик и предполагаемого применения в боевых условиях.

В ходе проверки военных заводов и полигонов в Европе и США комиссией были выявлены интересные факты о создании легкого танка Vickers Mk E, который затем был адаптирован и внедрен на вооружение Красной армии под названием Т-26. Этот танк, разработанный фирмой Vickers-Armstrongs, Limited, был приобретен с лицензией на производство в СССР, отметил Матвеев.

Т-26 стал вторым по массовости в РККА после Т-34 и сыграл важную роль в подготовке к Великой Отечественной войне. Его появление на поле боя в начальный период войны оказало существенное влияние на ход событий и тактику ведения боевых действий.

Следует отметить, что процесс адаптации и модернизации танка Vickers Mk E в советских условиях был сложным и требовал значительных усилий со стороны инженеров и специалистов. Однако успешная реализация этого проекта позволила укрепить боеспособность Красной армии и повысить ее оборонную мощь в предвоенный период.

В августе 1930 года, комиссия в Великобритании обратила внимание на танкетку Carden-Loyd Mk.IV, которая стала одной из самых успешных в своем классе. Сразу же было закуплено 20 единиц этой бронетехники, вместе с технической документацией и лицензиями на производство в СССР. Показ этой танкетки командованию РККА, включая Михаила Тухачевского, стал ключевым моментом, так как Тухачевский активно поддерживал идею использования легких бронированных машин для огневой поддержки пехоты.

Михаил Матвеев отметил, что танкетка Carden-Loyd Mk.IV стала предшественницей современных боевых машин десанта и боевых машин пехоты. Этот шаг в развитии бронетехники важен для понимания истории боевых машин и их влияния на тактику боевых действий. Внедрение новых технологий и идей в области военной техники имеет ключевое значение для обеспечения эффективности и безопасности вооруженных сил.

"От вооружения Красной армии не остались в стороне и американцы. Они также проявили интерес к танкетке Т-27, которая после доработки с учетом отечественного опыта была запущена в крупномасштабное производство. Машина вызвала положительные отзывы и была широко принята на вооружение. Красная армия в итоге получила более 3 тысяч таких танкеток в различных модификациях. Эти машины активно участвовали в боях как на советско-германском, так и на советско-японском фронтах, оставаясь в строю до конца Второй мировой войны."

Интерес советских военных специалистов привлек скоростной танк M.1940, разработанный Джоном Уолтером Кристи, который идеально подходил для условий в СССР. Этот танк вызвал наибольшее внимание и был признан перспективным. В результате 28 апреля 1930 года был заключен договор о закупке данных танков у U.S. Wheel Track Layer Corporation с правом на производство в Советском Союзе, передачей патентов и технической поддержкой.

Как отметил Матвеев, этот шаг был важным для укрепления обороноспособности страны и модернизации вооруженных сил. Сотрудничество с американской компанией открывало новые возможности для развития военной техники в СССР и обмена опытом.

Через год после заключения договора, танк Кристи был модернизирован с установкой новых башен и переименован в БТ-2. Этот шаг позволил улучшить боевые характеристики и эффективность танка, что способствовало его внедрению в ряды РККА и началу массового производства.

В начале 1930-х годов в Москве на параде 7 ноября 1931 года были впервые показаны три первых советских танка БТ-2. Этот момент стал отправной точкой для развития целого семейства танков БТ, которые стали неотъемлемой частью боевой техники Красной армии. БТ-2, БТ-5, БТ-7 - эти машины оставили свой след в истории военного дела.

Согласно документам того времени, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, советское правительство активно стремилось обновить вооружение, покупая передовые образцы у ведущих производителей вооружений. В то время как наши западные партнеры были готовы предоставить доступ к передовым технологиям и оборудованию. Этот обмен опытом и технологиями способствовал улучшению военной мощи Советского Союза.

"Танки БТ стали символом советской инженерной мысли и военного мастерства, объединив в себе скорость, маневренность и огневую мощь", - подчеркнул Матвеев, указывая на важность развития техники военного назначения для обеспечения безопасности страны. Таким образом, история создания и применения танков БТ стала ярким примером сотрудничества и инноваций в сфере военного дела.

С началом 1929 года, когда мировой экономический кризис разразился, и активной деятельностью Коминтерна, который стал для Советского Союза мощным инструментом воздействия на капиталистические страны, западные правительства с удовольствием одобряли продажу новейших образцов военной техники и лицензий на их производство. Несмотря на острое противостояние двух общественно-политических систем, этот феномен показывал, что даже в условиях конфликта существовали экономические связи и взаимовыгодные сделки.

Историк отметил, что Советский Союз, обладавший репутацией надежного делового партнера, был готов оплачивать счета твердой валютой без использования кредитов и внешних заимствований. Это существенно отличало его от западных стран, которые не всегда были склонны предоставлять кредиты и финансовую поддержку. Таким образом, даже в условиях международной напряженности и конфликта, экономические интересы и возможности для взаимовыгодного сотрудничества оставались на поверхности.

В 1930 году закупочная комиссия страны активно искала образцы современной военной техники на Западе. Однако судьба её членов сложилась трагически, как рассказывает Матвеев. Трое из них - Иннокентий Халепский, Николай Осинский и Даниил Будняк - не выдержали "Большого террора" в СССР и были расстреляны по обвинению в участии в заговорах. Позднее все они были полностью реабилитированы.

Следует отметить, что даже такие выдающиеся личности, как конструктор танков Семен Гинзбург, не остались в стороне от политических репрессий. В то тяжелое время он провел под арестом несколько месяцев, но, к счастью, был освобожден. Однако его судьба также была несправедливо оборвана - в августе 1943 года инженер-полковник Гинзбург погиб при немецком авианалете в Курской области, находясь на должности заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части.

Источник и фото - ria.ru

Предыдущая новость Следующая новость
вверх
Клининговая компания
Профессионально оказывает услуги по уборке помещений и квартир в Москве, уборка офисов, квартир и помещений. Добавить СЃРІРѕР№ сайт
Семейный ресторан-бар
Пицца, роллы, суши, воки и вкуснейшие шашлыки-гриль с бесплатной доставкой. Добавить СЃРІРѕР№ сайт

Наши партнёры

ГОРОДСКАЯ СЕТЬ ПОРТАЛОВ ГРУППЫ MOS.NEWS