
Историк рассказал о появлении в СССР научно-технических тюрем

Система "шарашек", где осужденные ученые и инженеры-конструкторы работали в интересах военного производства, была создана 95 лет назад в структуре органов государственной безопасности.
Этот уникальный механизм показал впечатляющие результаты в различных сферах производства, способствуя развитию технологий и науки в стране.
Однако, несмотря на свою необычность, система "шарашек" вызывает споры и дискуссии среди историков и общественности. Некоторые считают ее неэтичной и нарушающей права человека, в то время как другие признают важность ее вклада в научный и технический прогресс.Большинство талантливых ученых и конструкторов, находившихся в заключении, благодаря работе в "шарашках", получили возможность досрочно выйти на свободу и продолжить свою деятельность в области обороны страны. Этот опыт показал, что даже в условиях строгого режима можно добиваться значительных научных и технических успехов.Эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ, Олег Матвеев, раскрывает интересные факты о первых научно-технических тюрьмах в Советском Союзе. Согласно его словам, в мае 1930 года был издан циркуляр о "использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство", что стало отправной точкой для создания так называемых "шарашек". Эксперт подчеркивает, что именно в тюрьмах этого типа были задействованы ученые и инженеры-конструкторы, признанные властью как "вредители", в целях укрепления военного производства. По словам Матвеева, это был первый опыт в СССР использования заключенных для научно-технических целей. Историк спецслужб также отмечает, что подписание циркуляра высших органов власти свидетельствовало о стремлении страны к максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов в условиях технического прогресса и военной угрозы.В начале 1928 года, в рамках стратегии индустриализации, Советский Союз приступил к реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Этот амбициозный план предполагал создание новых отраслей промышленности, увеличение производительности труда и освоение производства новой техники, в первую очередь для военных нужд. Таким образом, страна стремилась сократить отставание своей экономики от развитых капиталистических государств.Как отметил эксперт, курс на индустриализацию был утвержден на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году с целью превращения Советского Союза из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Этот стратегический шаг стал отправной точкой для стремительного наращивания промышленного потенциала и устранения экономического отставания.В ходе реализации первого пятилетнего плана, Советскому Союзу предстояло не только создание новых отраслей промышленности, но и модернизация существующих производственных мощностей. Это требовало значительных усилий и ресурсов, но страна была настроена решительно и амбициозно и готова была преодолевать любые трудности ради достижения поставленных целей.В процессе индустриализации СССР возникли серьезные проблемы, которые вынудили государственные органы искать причины неудач. В рамках политического и идеологического контекста того времени было решено свалить ответственность за неудачи на инженеров, в основном на старую техническую интеллигенцию. Им было предъявлено обвинение во вредительстве, что стало частью широкой кампании по устранению "врагов народа". Однако следует отметить, что эти обвинения были неправомерны и нанесли серьезный ущерб инженерному корпусу страны. Многие из них были лишены свободы, лишены возможности продолжать свою научно-техническую деятельность. Инженеры, несмотря на все трудности и преследования, продолжали работать на благо страны, внося значительный вклад в развитие промышленности и науки. В конечном итоге, их вклад оказался неоценимым для развития страны в будущем.В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 февраля 1930 года отмечались серьезные проблемы в работе военной промышленности, в которых прямо обвинялись "вредители" за неудачи в экономической сфере. Это стало поводом для органов госбезопасности начать расследование и вмешательство в деятельность промышленных организаций. В конце 1930 года ОГПУ взялось за "Дело Промпартии", где обвинялись в "вредительстве" в промышленности и транспорте за период с 1925 по 1930 годы. Этот случай стал ярким примером жесткой реакции нарушений и недостатков в сфере промышленности и экономики в целом. Как отметил Матвеев, органы госбезопасности активно следили за партийными направлениями и реагировали на любые проявления "вредительства". Дело Промпартии стало символом жесткой борьбы с контрреволюционными элементами в промышленности и транспорте, подчеркивая важность четкого выполнения партийных решений и планов.В 1930 году стартовала обширная кампания по борьбе с "вредительством", возглавленная Экономическим управлением (ЭКУ) ОГПУ. В результате этого в тюрьмах оказалось значительное количество высококвалифицированных специалистов. Их экспертизу решили задействовать в интересах страны, как отметил источник агентства. "Необходимо организовать использование вредителей таким образом, чтобы их работа проходила в зданиях органов ОГПУ", - гласило Циркуляре ВСНХ и ОГПУ.Для достижения этой цели в рамках Экономического управления ОГПУ было создано Техническое отделение, которое координировало деятельность специальных Особых конструкторских бюро (ОКБ), вовлекавших заключённых-специалистов. Это позволило эффективно использовать знания и опыт экспертов в различных областях для выполнения задач, поставленных перед страной. В результате, даже в условиях лишения свободы, специалисты продолжали работать на благо общества, применяя свои умения в проектах, важных для развития страны.В период с 1926 по 1931 год ЭКУ ОГПУ возглавлял комиссар государственной безопасности 1-го ранга Георгий Прокофьев, а с 1931 по 1936 год - комиссар государственной безопасности 2-го ранга Лев Миронов (Каган). Эти личности играли ключевую роль в организации и деятельности органов государственной безопасности в то время.На пост начальника Технического отделения ЭКУ ОГПУ СССР был назначен Анатолий Горянов-Горный (Пенкнович), обладавший обширным опытом и образованием. Он не только окончил Кубанский политехнический институт, но и успешно завершил обучение в Московском авиационном институте. Его профессионализм и многогранные навыки сделали его востребованным специалистом в сфере государственной безопасности.
Возрастающий объем работ, проводимых ОКБ, привел к значительным прорывам в различных отраслях промышленности, таких как авиастроение, танкостроение, моторостроение, судостроение, производство артиллерийских систем, снарядов и взрывчатых веществ. Это привело к тому, что ОГПУ стала по сути параллельной экономической структурой к ВСНХ, вызывая ревность у руководителей главного органа управления народным хозяйством. Не все было гладко в их делах, отметил Матвеев.Однако, в связи с этим возник вопрос о необходимости освобождения заключенных специалистов и возвращения их в народное хозяйство, а также вместе с их конструкторскими бюро. Руководители ВСНХ начали активно обсуждать этот вопрос в Политбюро ЦК ВКП(б), стремясь улучшить ситуацию и обеспечить более эффективное управление экономикой.Новый председатель ВСНХ Григорий Орджоникидзе проявил особую настойчивость в своих усилиях. Он выразил свои предложения о передаче промышленности проектных и конструкторских бюро при ОГПУ СССР в служебной записке на имя секретаря ЦК ВКП(б) Лазаря Кагановича 28 августа 1931 года. Эту информацию предоставил Матвеев.До сих пор в ряде мест сохраняются проектные и конструкторские бюро у местных органов ГПУ. Такие бюро есть в Баку, Ростове, Ленинграде, Новосибирске, Москве, на Урале, в Харькове и других городах. В них трудятся арестованные инженеры. Орджоникидзе стремился к централизации и управлению промышленностью через ОГПУ. Его идеи вызвали дискуссии и разногласия внутри органов власти.В настоящее время возник вопрос о целесообразности использования инженеров в текущей ситуации. Освобождение значительного количества специалистов привело к необходимости освободить и остальных, за исключением особо злостных. Предложение Орджоникидзе о ликвидации проектных и конструкторских бюро при ОГПУ и передаче их промышленности вызвало немало обсуждений.По словам Матвеева, члены Политбюро решили не торопиться с принятием решения и предоставили чекистам возможность высказать свои аргументы по данному вопросу. В результате, 7 сентября 1931 года на столе у членов Политбюро оказалась справка ОГПУ СССР о работе заключенных специалистов в техническом отделении ЭКУ ОГПУ.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что решение о дальнейшей судьбе инженеров и проектных бюро требует внимательного и обоснованного подхода, учитывая все стороны вопроса и потенциальные последствия для промышленности и науки.
В документе отмечалось, что особые конструкторские и технические бюро (ОКБ, ОТБ) сосредоточены в Москве, Ленинграде и Западной Сибири. Эти бюро выполняют разнообразные работы, включая проектные, производственные и литературные. Перечисляя проводимые опытно-конструкторские работы, в справке упоминались различные направления деятельности бюро.В области авиации под руководством заключенных специалистов были проведены следующие работы: "I. Построен и сдан на вооружение армии истребитель М-5 (ВТ-XI). Особое внимание уделялось инновационным разработкам и технологиям, развиваемым в рамках этих бюро. Каждое ОКБ и ОТБ имело свои уникальные специализации и задачи, которые способствовали развитию отрасли и обеспечивали стране техническое превосходство.Таким образом, деятельность особых конструкторских и технических бюро играла ключевую роль в технологическом прогрессе и оборонной мощи страны, обеспечивая выпуск инновационных продуктов и разработок.Инженерный состав, который занимается разработкой новых военных самолетов, является несомненным достоянием нашей страны. Он создает самолеты, которые не уступают лучшим иностранным образцам. Один из таких самолетов - истребитель И-15, который был принят на вооружение в период с 1931 по 1934 год. Этот истребитель был основным типом боевого самолета в авиации тех лет. Следующим значимым достижением инженеров стал бронированный штурмовик, предназначенный для поражения земельных целей. Он вооружен 12 пулеметами, и есть возможность заменить 8 из них на 400 кг бомб. Этот штурмовик отличается высокой эффективностью в боевых действиях.Также стоит отметить создание и испытание тяжелого бомбовоза ТБ-5, который способен поднять на борту до 4 тыс. кг бомб. Этот самолет представляет собой важное средство для нанесения ударов по важным военным объектам противника. Все эти проекты не могли бы быть реализованы без высокопрофессионального инженерного состава, который заслуживает особого внимания и признания.По мнению Матвеева, важно отметить, что работа в бюро по самолетостроению включает не только проектные работы, но и все аспекты, характерные для завода, с учетом готовности самолетов. Согласно справке, в команде из 26 инженеров присутствуют 9 руководителей организаций, 8 шпионов и 9 активных членов контрреволюционной организации.Далее в документе содержится убедительный аргумент о том, почему невозможно передать данное конструкторское бюро и его специалистов в гражданское хозяйство. Согласно аргументации, передача разнородной группы инженеров приведет к распаду специалистов и остановке работ, что негативно отразится на опытном самолетостроении. Кроме того, сложность процесса опытного строительства и особый режим работы требуют специальных условий, которые могут быть обеспечены только в конструкторском бюро.В области танкостроения достигнуты значительные успехи, как гласит справка. Новый плавающий быстроходный танк, который будет оснащен легким авиационным дизельным двигателем, работающим на тяжелом топливе, обещает иметь внушительное вооружение и достигать скорости до 65 км/ч на гусеницах и 74 км/ч на колесах. Планируется завершить сборку этого танка к концу апреля 1932 года.Кроме того, ведется работа по бронированию трактора "Катерпиллер" и его переоборудованию для установки дизельного двигателя на нефти вместо бензинового. Эти работы ожидается завершить к январю 1932 года. Также ведется процесс модернизации легкового автомобиля "Форд" и грузовой машины для создания легких бронированных машин разведывательного типа. Все эти проекты уже не на стадии проектирования, а находятся в производстве, с планируемым завершением работ в апреле 1932 года.Тема: Деятельность контрреволюционных организаций и меры по их пресечениюВ документе отмечалось, что в группе, которая работала над пресечением контрреволюционных организаций, было 31 человек. Среди них было 6 руководителей организаций, которые считались контрреволюционными, 3 шпиона, 3 диверсанта, 3 террориста, 1 член Промпартии и 15 активных членов контрреволюционной организации.
Важно отметить, что передача группы была невозможна из-за того, что завершение начатых работ требовало бы слишком много времени, и сам факт передачи мог бы негативно сказаться на ходе операции по пресечению контрреволюционной деятельности.
Такие меры были необходимы для обеспечения безопасности общества и предотвращения дестабилизации в стране. Работа по пресечению контрреволюционных организаций требовала высокой координации и конфиденциальности, чтобы обеспечить успешное выполнение поставленных задач.
В справке чекистов были перечислены значимые достижения в различных областях техники и технологий, таких как конструирование подводных лодок, артиллерии, моторов и дизелей, химической защиты и других. Каждое направление было подробно описано, и делался вывод о нецелесообразности передачи в ВСНХ.После проведения анализа данной проблемы, 20 сентября 1931 года Политбюро приняло компромиссное решение по данному вопросу. Оно заключалось в принятии согласованного предложения.Изучение справки и принятие решения по ней являлись важными этапами в работе Политбюро и показывали внимание к техническому прогрессу и развитию отраслей промышленности в то время.В начале 1934 года, в ходе реформы чекистского ведомства и учреждения объединенного наркомата внутренних дел, начали сворачивать деятельность "шарашек". Это было связано с принятием постановления Политбюро ЦК ВКП(б) о ликвидации Технического отделения ЭКУ ОГПУ и входящих в него специальных конструкторских бюро. Однако через четыре года ситуация изменилась, и использование труда осужденных специалистов возобновилось.Иван Акулов и Орджоникидзе согласовали список инженеров, которые были освобождены для работы в ВСНХ. Этот шаг был важным для развития промышленности и экономики страны. В результате волн репрессий 1937-1938 годов в местах лишения свободы появился новый контингент технической интеллигенции. Это привело к возобновлению использования труда осужденных специалистов, что внесло свой вклад в технический прогресс и развитие отраслей промышленности.В сентябре 1938 года по приказу наркома внутренних дел СССР Николая Ежова был создан Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР, который спустя месяц стал 4-м спецотделом НКВД СССР, а затем через год превратился в Особое техническое бюро (ОТБ) при наркоме внутренних дел СССР с целью использования заключенных, обладающих специальными техническими знаниями.Это решение позволило досрочно освободить большинство ученых и инженеров-конструкторов из числа "вредителей". Позднее они сыграли ключевую роль в развитии отечественной науки и техники, способствуя укреплению обороноспособности страны и даже были награждены высокими государственными наградами, как подчеркнул Матвеев.Это важное решение в области науки и техники сыграло существенную роль в истории страны, способствуя не только развитию технологий, но и укреплению обороноспособности. Ключевым моментом стало использование специалистов с уникальными знаниями и опытом для достижения важных научных и технических целей.Историк отмечает, что даже после того, как инженер-теплотехник Николай Рамзин был осужден к расстрелу в рамках дела "Промпартии", его наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. По выходе на свободу в 1943 году (без реабилитации!) Рамзин стал лауреатом Сталинской премии первой степени и был удостоен орденов Трудового Красного Знамени и Ленина. Этот пример является лишь одним из многих, подчеркивающих сложность и противоречивость судьбы советских ученых и инженеров в период сталинского режима.Следует отметить, что авиаконструктор Николай Поликарпов, освобожденный по амнистии в 1931 году за успешную работу над истребителем И-15 в "шарашке", также не был реабилитирован. Тем не менее, в дальнейшем он был удостоен ордена Красной Звезды, двух орденов Ленина, звания Героя Социалистического Труда и двух Сталинских премий I степени за свои труды в области авиационной индустрии. Эти примеры являются яркими иллюстрациями того, как талант и труд ученых и инженеров были признаны даже в условиях политических репрессий.Известно, что многие выдающиеся умы советской науки и техники сталкивались с несправедливостью и преследованиями в период сталинского режима. Однако их вклад в развитие страны был признан и награжден даже после трагических событий.В жизни сотрудников "шарашек" нередко происходили неожиданные повороты судьбы, как, например, случай с Иваном, который после долгих лет работы в тюрьме внезапно выиграл лотерею и смог начать новую жизнь. "И таких примеров можно привести немало", - подчеркнул Матвеев, указывая на то, что даже в самых трудных ситуациях может появиться шанс на перемену к лучшему. Важно помнить, что даже в тяжелых условиях есть возможность найти светлое будущее и не терять надежду на лучшее.Источник и фото - ria.ru