
Археологическая катастрофа. Что скрывает клад из разрушенного музея Суджи

Институт археологии РАН Олег Радюш поделился интересной информацией о значительной части археологической коллекции Суджанского районного краеведческого музея, включавшей в себя восточноевропейские выемчатые эмали II-IV веков.
Эти предметы несут в себе историческую ценность, связанную с эпохой Великого переселения народов. Но после того, как здание музея было разрушено ракетным ударом ВСУ 14 марта, судьба коллекции осталась под вопросом.
Восточноевропейские выемчатые эмали II-IV веков - это уникальные артефакты, отражающие культуру и быт древних народов. Исследования показывают, что эти предметы имели особое значение для обитателей того времени и могут рассказать нам много интересного о их повседневной жизни.Олег Радюш подчеркнул, что сохранение и изучение таких археологических находок является важным для понимания истории человечества. Надеемся, что коллекция Суджанского районного краеведческого музея найдет способ сохраниться и продолжит свое значение для наследия и науки.В Суджанском районе Курской области находятся известные поселения и могильники раннеславянских культур II–VII веков н.э., которые были тщательно изучены археологами. Осенью 2023 года местному краеведческому музею были переданы несколько кладов VII века и сотни археологических находок, включая многочисленные предметы с выемчатыми эмалями, собранные в ходе исследований региона.Интересно, что представляют собой выемчатые эмали II-IV века? Это уникальные бронзовые ювелирные украшения и небольшие предметы с геометрическими выемками, заполненными яркой цветной эмалью. Эти находки являются важным археологическим свидетельством славянской культуры и мастерства ремесленников того времени.Важно отметить, что археологические находки в Суджанском районе представляют не только историческую ценность, но и позволяют лучше понять жизнь и традиции древних славян. Каждый предмет с выемчатыми эмалями рассказывает свою уникальную историю, раскрывая перед нами тайны прошлого и дух времени.Исследователи археологических находок обнаруживают артефакты, простирающиеся на огромной территории от Прибалтики до Крыма и Северного Кавказа, с основными находками в бассейне Днепра. Ранние славяне были настоящими путешественниками, не оставаясь на одном месте. Найденное количество и разнообразие предметов с эмалями, выходящих за пределы мест их изготовления, поражает воображение. Среди них встречаются как украшения конца II века, так и более поздние изделия до начала V века. Это свидетельствует о живом обмене культурой между ранними славянами и их соседями в III-V веках, считает Олег Радюш.Изучая древние миграции славян, следует обратить внимание не на обширное переселение, а на перемещение небольших групп и пленных. Возможно, они принимали участие в походах варваров в III веке. Важно отметить, что экспансия ранних славян скорее направлялась на восток, в район Волги, где формировалась особая культурная общность с раннеславянским колоритом, включая эмали. Ранние славяне проходили через Хопер, где на границе Воронежской и Саратовской областей обнаруживались поселения и могильники с обилием эмалей. Возможно, им также приходилось преодолевать препятствия на пути через реку Оку. Предполагаемый интерес переселенцев заключался в использовании торговых маршрутов для поставок меди и олова, необходимых для производства ювелирных украшений. Ученый подчеркнул, что эти перемещения могли оказать значительное влияние на формирование культурных и торговых связей в раннем средневековье.В исследовании распространения предметов с выемчатыми эмалями ученые обнаружили, что переселение народов началось не только в конце IV века, как обычно думают. Это открытие стало еще одним подтверждением активного движения народов задолго до этого времени и добавило новый аспект в понимание мировой истории.Мода ранних славян на выемчатые эмалиТочное место возникновения раннеславянских выемчатых эмалей остается загадкой, однако предполагается, что оно находилось ближе к западным границам бывшего СССР. Самые древние датированные погребения конца II — начала III веков были обнаружены в Мазурском Поозерье и Литве. Эти находки свидетельствуют о древних традициях и культуре славян, которые продолжают удивлять исследователей своим разнообразием и значимостью для истории человечества.Эмалевые украшения, созданные на основе смешения римского искусства с элементами кельтского и восточноевропейского наследия, представляют собой уникальное сочетание стилей и техник. Исследователь Радюш отмечает, что основа этих украшений является римской, однако некоторые формы были заимствованы варварами и адаптированы под их предпочтения. Эмалевые вставки в этих украшениях отличаются более массивным и грубым исполнением, но также встречаются и настоящие шедевры.Согласно Радюшу, украшения с эмалями, созданные в период с II по IV века, отражают вкусы и статус элиты раннеславянского общества, которое начало формироваться на просторах Восточной Европы еще во II веке. Эти украшения не только являются предметами роскоши, но и отражают сочетание различных культурных влияний и технологий, что делает их особенно интересными для изучения и анализа.Эмали, которые мы ассоциируем с ранними славянами, не только были распространены на территории современной России, но и встречались у других народов, например в Прибалтике, Эстонии, Финляндии и Швеции. В этих местах также существовали свои мастерские, где создавались уникальные изделия. Эмали являются важными артефактами, отражающими жизнь людей в II-IV веках, особенно в периоды, когда письменность была редкостью. Славянская археология, к сожалению, не располагает большим количеством предметов и артефактов, связанных с этим периодом.Эмали считаются одним из наиболее уникальных и интересных артефактов, свидетельствующих о жизни и культуре древних славян. Их находки позволяют нам заглянуть в прошлое и понять некоторые аспекты повседневной жизни тех времен. Красочные узоры и изображения на эмалях могут рассказать нам многое о мировоззрении и традициях древних славян.Исследование эмалей и их происхождение имеют важное значение для понимания истории и культуры древних народов. Каждая находка открывает новую главу в изучении древних обычаев и ремесел, а также помогает нам более глубоко погрузиться в мир древних славянских обществ.Изучение эмалей, обнаруженных в погребениях за пределами территории раннеславянских культур Поднепровья и верхнего Поочья, позволило археологам более детально изучить их возраст, контекст и связи между различными племенами на пространстве Восточной Европы. Это открытие является ключом к расшифровке истории и культурного обмена в этом регионе.Олег Радюш отметил, что раннеславянский погребальный обряд редко включает вещи, и находки на славянских территориях обычно делаются случайно местными жителями, грабителями или в ходе археологических раскопок. Однако за пределами славянских памятников II-IV веков н.э. эмали встречаются в погребениях, особенно в Прибалтике, Поволжье и Финляндии, что представляет большой интерес для исследователей.Изучение эмалей, их происхождение и использование в раннеславянских погребениях за пределами основных культурных центров представляет значительное значение для понимания культурных и торговых связей в Восточной Европе. Возможность установить связь между различными племенами и народами по материальным находкам открывает новые перспективы для исследования истории этого региона.Изучение артефактов с южных памятников становится все более увлекательным для исследователей. Они анализируют курские, белгородские, брянские, орловские эмали и создают каталог, включающий уже более шесть тысяч предметов. Этот обширный массив информации помогает им формулировать новые гипотезы и теории относительно раннеславянских племен.
Помимо этого, предметы с эмалью были обнаружены в погребениях и наскальных памятниках поздних скифов – народа, который жил в Северном Причерноморье до III века н.э. Они также встречаются в некрополях древних городов, в сарматских захоронениях, например, в Подонье (Молдавия, Румыния, Одесская область), а также в погребальных сооружениях на Северном Кавказе. Даже вдоль Волги они встречаются почти до Астрахани, среди случайных находок, и даже в Зауральской Башкирии", — отметил Радюш.
Таким образом, исследования артефактов с эмалью расширяют географию и временные рамки изучения раннеславянских племен. Эти находки свидетельствуют о тесных контактах и обменах между различными культурами, а также позволяют углубить наше понимание истории древних обществ на территории современной России и ее соседей.
Изучая археологические находки на Кавказе, стоит отметить, что большинство из них были обнаружены в XIX веке в сборах из разграбленных могильников, расположенных возле входов в ущелья и недалеко от дорог. Эти находки, включая предметы мужской дружинной культуры, такие как рога для питья, представляют особый интерес для исследователей.Кочевник с эмалевыми шпорами, найденный в одном из погребений, является уникальным артефактом. Это захоронение, обнаруженное в Бахчисарайском районе Республики Крым на могильнике Скалистое-III, принадлежало очень богатому воину конца II — начала III веков. Вместе с мечом, уздой, античными монетами и разнообразной посудой, включая стеклянный кубок, в погребении были обнаружены эмалированные шпоры, что придавало воину особый вид.Изучение этих археологических находок позволяет более глубоко понять культурное наследие и обычаи древних обществ на Кавказе. Каждый артефакт, будь то рог для питья или эмалированные шпоры, является ключом к расшифровке истории этого региона и его жителей.Шпоры, хоть и ассоциируются с западным стилем управления конем, важно понимать, что южные кочевники практически никогда их не использовали. Этот факт свидетельствует о различиях в культуре и символике различных этнических групп. Воин на коне считался обладателем более высокого статуса, чем пеший, в кельтских и германских культурах.Согласно ученым, шпоры могут также служить показателем сохранения демонстративных этнографических особенностей определенных племенных групп в инокультурной среде. Этот символ имеет значение прежде всего для собственного сообщества, где шпоры на ногах являются узнаваемым знаком, а не для местного населения.Женщины из раннеславянских племен, как их пути, оказались неисповедимы. Каким образом эмали, принадлежащие этим женщинам, попадали на Кавказ и в Крым? Ученые, изучив находки, пришли к выводу, что это происходило не через торговлю, а как часть костюма, который носили отдельные люди, в основном женщины, вместе со своими владельцами.Сложный костюм раннеславянских женщин включал в себя множество деталей, некоторые из которых были украшены эмалью. Он включал головной убор с металлическими фрагментами, шейные гривны, венчики, короны, фибулы, браслеты, подвески и другие украшения. Некоторые элементы костюма, такие как бронзовые цепи с колокольчиками для отпугивания духов, были особенно интересными с точки зрения религиозных и магических верований ранних славян.В древние времена женщины играли значительную роль в формировании культур и традиций, включая выбор одежды. Однако, как отмечает Олег Радюш, некоторые костюмы были настолько уникальны, что их нельзя было приобрести как обычный сувенир. Эти костюмы имели свою историю происхождения, связанную с брачными союзами женщин, переходящих в другие культурные среды, но сохранявших некоторые элементы из костюма своего родного сообщества.Сарматские курганы, согласно археологам, являются ярким примером таких переходов и сохранения деталей одежды. В этих курганах можно увидеть подковообразные фибулы, окруженные артефактами, характерными исключительно для сарматской культуры. Это свидетельствует о сложных путях, которые проходили женщины, и о том, какие элементы костюма они сохранили в новой среде. В истории древних цивилизаций существует множество загадок, связанных с женщинами, конями и оружием, которые до сих пор не раскрыты.Исследования могильников в Крыму показали, что встреча нескольких предметов с эмалью в одном месте является крайне редким явлением, практически не встречающимся. Обычно это оказывается лишь один предмет, иногда в виде обломков в более поздних находках. По мнению ученых, эти вещи, хоть и вышедшие из употребления, всё равно имеют связь с контактами их последних владельцев с раннеславянским населением.Интересно, что в могильниках обнаруживаются предметы с эмалью, которые, возможно, свидетельствуют о специфических обычаях или ритуалах, связанных с погребениями. Это открывает новые горизонты для изучения древних обществ и их взаимодействия.Результаты данного исследования были опубликованы в журнале "Нижневолжский археологический вестник", что подчеркивает их научную значимость и интерес для археологического сообщества.Источник и фото - ria.ru