80 лет Великой Победе!

ОБЩЕСТВО

назад

Археологическая катастрофа. Что скрывает клад из разрушенного музея Суджи

Археологическая катастрофа. Что скрывает клад из разрушенного музея Суджи
Институт археологии РАН Олег Радюш поделился интересной информацией о значительной части археологической коллекции Суджанского районного краеведческого музея, включавшей в себя восточноевропейские выемчатые эмали II-IV веков.

Эти предметы несут в себе историческую ценность, связанную с эпохой Великого переселения народов. Но после того, как здание музея было разрушено ракетным ударом ВСУ 14 марта, судьба коллекции осталась под вопросом.

Восточноевропейские выемчатые эмали II-IV веков - это уникальные артефакты, отражающие культуру и быт древних народов. Исследования показывают, что эти предметы имели особое значение для обитателей того времени и могут рассказать нам много интересного о их повседневной жизни.

Олег Радюш подчеркнул, что сохранение и изучение таких археологических находок является важным для понимания истории человечества. Надеемся, что коллекция Суджанского районного краеведческого музея найдет способ сохраниться и продолжит свое значение для наследия и науки.

В Суджанском районе Курской области находятся известные поселения и могильники раннеславянских культур II–VII веков н.э., которые были тщательно изучены археологами. Осенью 2023 года местному краеведческому музею были переданы несколько кладов VII века и сотни археологических находок, включая многочисленные предметы с выемчатыми эмалями, собранные в ходе исследований региона.

Интересно, что представляют собой выемчатые эмали II-IV века? Это уникальные бронзовые ювелирные украшения и небольшие предметы с геометрическими выемками, заполненными яркой цветной эмалью. Эти находки являются важным археологическим свидетельством славянской культуры и мастерства ремесленников того времени.

Важно отметить, что археологические находки в Суджанском районе представляют не только историческую ценность, но и позволяют лучше понять жизнь и традиции древних славян. Каждый предмет с выемчатыми эмалями рассказывает свою уникальную историю, раскрывая перед нами тайны прошлого и дух времени.

Исследователи археологических находок обнаруживают артефакты, простирающиеся на огромной территории от Прибалтики до Крыма и Северного Кавказа, с основными находками в бассейне Днепра. Ранние славяне были настоящими путешественниками, не оставаясь на одном месте. Найденное количество и разнообразие предметов с эмалями, выходящих за пределы мест их изготовления, поражает воображение. Среди них встречаются как украшения конца II века, так и более поздние изделия до начала V века. Это свидетельствует о живом обмене культурой между ранними славянами и их соседями в III-V веках, считает Олег Радюш.

Изучая древние миграции славян, следует обратить внимание не на обширное переселение, а на перемещение небольших групп и пленных. Возможно, они принимали участие в походах варваров в III веке. Важно отметить, что экспансия ранних славян скорее направлялась на восток, в район Волги, где формировалась особая культурная общность с раннеславянским колоритом, включая эмали.

Ранние славяне проходили через Хопер, где на границе Воронежской и Саратовской областей обнаруживались поселения и могильники с обилием эмалей. Возможно, им также приходилось преодолевать препятствия на пути через реку Оку. Предполагаемый интерес переселенцев заключался в использовании торговых маршрутов для поставок меди и олова, необходимых для производства ювелирных украшений. Ученый подчеркнул, что эти перемещения могли оказать значительное влияние на формирование культурных и торговых связей в раннем средневековье.

В исследовании распространения предметов с выемчатыми эмалями ученые обнаружили, что переселение народов началось не только в конце IV века, как обычно думают. Это открытие стало еще одним подтверждением активного движения народов задолго до этого времени и добавило новый аспект в понимание мировой истории.

Мода ранних славян на выемчатые эмали

Точное место возникновения раннеславянских выемчатых эмалей остается загадкой, однако предполагается, что оно находилось ближе к западным границам бывшего СССР. Самые древние датированные погребения конца II — начала III веков были обнаружены в Мазурском Поозерье и Литве. Эти находки свидетельствуют о древних традициях и культуре славян, которые продолжают удивлять исследователей своим разнообразием и значимостью для истории человечества.

Эмалевые украшения, созданные на основе смешения римского искусства с элементами кельтского и восточноевропейского наследия, представляют собой уникальное сочетание стилей и техник. Исследователь Радюш отмечает, что основа этих украшений является римской, однако некоторые формы были заимствованы варварами и адаптированы под их предпочтения. Эмалевые вставки в этих украшениях отличаются более массивным и грубым исполнением, но также встречаются и настоящие шедевры.

Согласно Радюшу, украшения с эмалями, созданные в период с II по IV века, отражают вкусы и статус элиты раннеславянского общества, которое начало формироваться на просторах Восточной Европы еще во II веке. Эти украшения не только являются предметами роскоши, но и отражают сочетание различных культурных влияний и технологий, что делает их особенно интересными для изучения и анализа.

Эмали, которые мы ассоциируем с ранними славянами, не только были распространены на территории современной России, но и встречались у других народов, например в Прибалтике, Эстонии, Финляндии и Швеции. В этих местах также существовали свои мастерские, где создавались уникальные изделия. Эмали являются важными артефактами, отражающими жизнь людей в II-IV веках, особенно в периоды, когда письменность была редкостью. Славянская археология, к сожалению, не располагает большим количеством предметов и артефактов, связанных с этим периодом.

Эмали считаются одним из наиболее уникальных и интересных артефактов, свидетельствующих о жизни и культуре древних славян. Их находки позволяют нам заглянуть в прошлое и понять некоторые аспекты повседневной жизни тех времен. Красочные узоры и изображения на эмалях могут рассказать нам многое о мировоззрении и традициях древних славян.

Исследование эмалей и их происхождение имеют важное значение для понимания истории и культуры древних народов. Каждая находка открывает новую главу в изучении древних обычаев и ремесел, а также помогает нам более глубоко погрузиться в мир древних славянских обществ.

Изучение эмалей, обнаруженных в погребениях за пределами территории раннеславянских культур Поднепровья и верхнего Поочья, позволило археологам более детально изучить их возраст, контекст и связи между различными племенами на пространстве Восточной Европы. Это открытие является ключом к расшифровке истории и культурного обмена в этом регионе.

Олег Радюш отметил, что раннеславянский погребальный обряд редко включает вещи, и находки на славянских территориях обычно делаются случайно местными жителями, грабителями или в ходе археологических раскопок. Однако за пределами славянских памятников II-IV веков н.э. эмали встречаются в погребениях, особенно в Прибалтике, Поволжье и Финляндии, что представляет большой интерес для исследователей.

Изучение эмалей, их происхождение и использование в раннеславянских погребениях за пределами основных культурных центров представляет значительное значение для понимания культурных и торговых связей в Восточной Европе. Возможность установить связь между различными племенами и народами по материальным находкам открывает новые перспективы для исследования истории этого региона.

Изучение артефактов с южных памятников становится все более увлекательным для исследователей. Они анализируют курские, белгородские, брянские, орловские эмали и создают каталог, включающий уже более шесть тысяч предметов. Этот обширный массив информации помогает им формулировать новые гипотезы и теории относительно раннеславянских племен.

Помимо этого, предметы с эмалью были обнаружены в погребениях и наскальных памятниках поздних скифов – народа, который жил в Северном Причерноморье до III века н.э. Они также встречаются в некрополях древних городов, в сарматских захоронениях, например, в Подонье (Молдавия, Румыния, Одесская область), а также в погребальных сооружениях на Северном Кавказе. Даже вдоль Волги они встречаются почти до Астрахани, среди случайных находок, и даже в Зауральской Башкирии", — отметил Радюш.

Таким образом, исследования артефактов с эмалью расширяют географию и временные рамки изучения раннеславянских племен. Эти находки свидетельствуют о тесных контактах и обменах между различными культурами, а также позволяют углубить наше понимание истории древних обществ на территории современной России и ее соседей.

Изучая археологические находки на Кавказе, стоит отметить, что большинство из них были обнаружены в XIX веке в сборах из разграбленных могильников, расположенных возле входов в ущелья и недалеко от дорог. Эти находки, включая предметы мужской дружинной культуры, такие как рога для питья, представляют особый интерес для исследователей.

Кочевник с эмалевыми шпорами, найденный в одном из погребений, является уникальным артефактом. Это захоронение, обнаруженное в Бахчисарайском районе Республики Крым на могильнике Скалистое-III, принадлежало очень богатому воину конца II — начала III веков. Вместе с мечом, уздой, античными монетами и разнообразной посудой, включая стеклянный кубок, в погребении были обнаружены эмалированные шпоры, что придавало воину особый вид.

Изучение этих археологических находок позволяет более глубоко понять культурное наследие и обычаи древних обществ на Кавказе. Каждый артефакт, будь то рог для питья или эмалированные шпоры, является ключом к расшифровке истории этого региона и его жителей.

Шпоры, хоть и ассоциируются с западным стилем управления конем, важно понимать, что южные кочевники практически никогда их не использовали. Этот факт свидетельствует о различиях в культуре и символике различных этнических групп. Воин на коне считался обладателем более высокого статуса, чем пеший, в кельтских и германских культурах.

Согласно ученым, шпоры могут также служить показателем сохранения демонстративных этнографических особенностей определенных племенных групп в инокультурной среде. Этот символ имеет значение прежде всего для собственного сообщества, где шпоры на ногах являются узнаваемым знаком, а не для местного населения.

Женщины из раннеславянских племен, как их пути, оказались неисповедимы. Каким образом эмали, принадлежащие этим женщинам, попадали на Кавказ и в Крым? Ученые, изучив находки, пришли к выводу, что это происходило не через торговлю, а как часть костюма, который носили отдельные люди, в основном женщины, вместе со своими владельцами.

Сложный костюм раннеславянских женщин включал в себя множество деталей, некоторые из которых были украшены эмалью. Он включал головной убор с металлическими фрагментами, шейные гривны, венчики, короны, фибулы, браслеты, подвески и другие украшения. Некоторые элементы костюма, такие как бронзовые цепи с колокольчиками для отпугивания духов, были особенно интересными с точки зрения религиозных и магических верований ранних славян.

В древние времена женщины играли значительную роль в формировании культур и традиций, включая выбор одежды. Однако, как отмечает Олег Радюш, некоторые костюмы были настолько уникальны, что их нельзя было приобрести как обычный сувенир. Эти костюмы имели свою историю происхождения, связанную с брачными союзами женщин, переходящих в другие культурные среды, но сохранявших некоторые элементы из костюма своего родного сообщества.

Сарматские курганы, согласно археологам, являются ярким примером таких переходов и сохранения деталей одежды. В этих курганах можно увидеть подковообразные фибулы, окруженные артефактами, характерными исключительно для сарматской культуры. Это свидетельствует о сложных путях, которые проходили женщины, и о том, какие элементы костюма они сохранили в новой среде. В истории древних цивилизаций существует множество загадок, связанных с женщинами, конями и оружием, которые до сих пор не раскрыты.

Исследования могильников в Крыму показали, что встреча нескольких предметов с эмалью в одном месте является крайне редким явлением, практически не встречающимся. Обычно это оказывается лишь один предмет, иногда в виде обломков в более поздних находках. По мнению ученых, эти вещи, хоть и вышедшие из употребления, всё равно имеют связь с контактами их последних владельцев с раннеславянским населением.

Интересно, что в могильниках обнаруживаются предметы с эмалью, которые, возможно, свидетельствуют о специфических обычаях или ритуалах, связанных с погребениями. Это открывает новые горизонты для изучения древних обществ и их взаимодействия.

Результаты данного исследования были опубликованы в журнале "Нижневолжский археологический вестник", что подчеркивает их научную значимость и интерес для археологического сообщества.

Источник и фото - ria.ru

Предыдущая новость Следующая новость
вверх
Семейный ресторан-бар
Пицца, роллы, суши, воки и вкуснейшие шашлыки-гриль с бесплатной доставкой. Добавить СЃРІРѕР№ сайт
Столешницы
Столешницы и подоконники из искусственного камня в Москве Добавить СЃРІРѕР№ сайт

Наши партнёры

ГОРОДСКАЯ СЕТЬ ПОРТАЛОВ ГРУППЫ MOS.NEWS