80 лет Великой Победе!

ОБЩЕСТВО

назад

Археологи установили возраст захоронения младенцев за Полярным кругом

Археологи установили возраст захоронения младенцев за Полярным кругом
В 2016-2018 годах сибирские археологи провели исследования на территории Мамеевского археологического микрорайона в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Они обнаружили поселение Нум-хибя-сихэри VI, где была найдена позднесредневековая наземная постройка и девять могильных сооружений, выделенных в отдельный археологический объект – могильник Нум-хибя-сихэри VIа. Возраст детского захоронения, обнаруженного на этой территории за полярным кругом, был определен исследователями Тюменского государственного университета (ТюмГУ) с помощью дендрохронологического анализа.

Исследователи ТюмГУ в составе научной группы опубликовали результаты своих исследований в журнале "Археология Евразийских степей", как сообщили в пресс-службе вуза представители РИА Новости. Это открытие не только расширяет наше понимание позднесредневековой истории региона, но и подчеркивает важность дендрохронологического анализа в археологических исследованиях. Возможность точно определить возраст артефактов и захоронений открывает новые перспективы для изучения древних цивилизаций и образа жизни людей того времени.

Исследование погребальной традиции и вещевого инвентаря могильных конструкций привело к предположению ученых о том, что памятник, расположенный на кладбище северных (тазовско-туруханских) селькупов, связан с их периодическим прибытием на рубеже XIX-XX веков в низовья реки Таз для рыболовного промысла.

Практически все обнаруженные останки в захоронениях принадлежат грудным младенцам в возрасте 5-8 месяцев, а также имеется захоронение девочки 6-8 лет, как отметил кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ Александр Ткачев. Это свидетельствует о специфике погребальных обрядов и социокультурных особенностях данной группы.

Интересно, что ученым пока не удалось установить, было ли захоронение выполнено одномоментно или же происходило в несколько этапов. Однако в ходе раскопок были обнаружены угольки в почве, что указывает на то, что могилы грелись при их подготовке, вероятно, весной или осенью. Этот факт может подсказать о сезонности и ритуальной значимости процесса погребения у селькупов.

Изучение некрополя, оставленного селькупами несколько тысяч лет назад, позволяет нам более глубоко понять верования и обычаи этой конкретной группы. Селькупы, населявшие эти места, исповедовали веру в различных богов и духов, а также практиковали элементы шаманизма. Они были знакомы с православной традицией, но не полностью принимали ее, лишь включая элементы культа и символику, такие как кресты и образки, в свои обряды.

Интересно, что в захоронениях селькупов обнаружено, что они часто погребали своих умерших рядом с погребенными в районе талии и бедер. У детей, по данным исследователей, были завернуты в тряпочки, что может указывать на использование их как оберегов. Эти детали говорят о том, что селькупы уделяли большое внимание ритуалам и традициям, связанным с погребениями.

Важно отметить, что изучение некрополя селькупов позволяет нам не только расширить наши знания о культуре и обычаях этого народа, но и более глубоко погрузиться в их мир мировоззрения и религиозных убеждений. Каждая деталь найденных захоронений является ключом к пониманию уникальной истории и культуры селькупов.

Традиционные способы захоронения у селькупов включают использование глубоких могил, сложносоставных конструкций до 1,5 метров. Однако, как отметил ученый, в процессе их погребения они также использовали элементы из русской культуры, такие как гвозди и христианские атрибуты. Например, в одном из захоронений был найден крашеный гробик русского производства с фабричными гвоздями.

Интересно, что захоронения селькупов осуществлялись в деревянных ящиках, колодах или гробах, а затем над ними устанавливались деревянные конструкции с перекрытием из лиственничных досок. Это свидетельствует о том, что у них была развитая система погребения, сочетающая традиционные и заимствованные элементы.

Важно отметить, что такой подход к захоронениям позволял селькупам сохранить свои обычаи и верования, одновременно взаимодействуя с культурой русского населения. Этот уникальный синтез традиций и влияний позволяет лучше понять историю и культуру этого народа.

Изучение календарной датировки могильника – это важный этап археологических исследований, позволяющий установить временные рамки существования памятника.

Ученые, для определения времени функционирования памятника Нум-хибя-сихэри VIа, применили древесно-кольцевой анализ образцов археологической древесины, который считается самым точным из существующих абсолютных методов датирования.

Результаты исследования показали, что период активности памятника приходится на временной интервал со второй четверти XIX по начало XX века. Это подтверждает появление селькупских рыболовецких хозяйств в низовьях Таза в указанный временной промежуток.

Таким образом, анализ древесины позволил ученым точно определить временные рамки существования могильника и связать его с историческими событиями и процессами развития культуры и общества в рассматриваемом регионе.

Источник и фото - ria.ru

Предыдущая новость Следующая новость
вверх
Семейный ресторан-бар
Пицца, роллы, суши, воки и вкуснейшие шашлыки-гриль с бесплатной доставкой. Добавить СЃРІРѕР№ сайт
Клининговая компания
Профессионально оказывает услуги по уборке помещений и квартир в Москве, уборка офисов, квартир и помещений. Добавить СЃРІРѕР№ сайт

Наши партнёры

ГОРОДСКАЯ СЕТЬ ПОРТАЛОВ ГРУППЫ MOS.NEWS