В "Ночном дозоре" Рембрандта обнаружили ранее неизвестный слой

Научные исследования, проведенные европейскими учеными, привели к открытию новых фактов о знаменитой картины Рембрандта "Ночной дозор".
При помощи рентгеновского нанотомографа и специализированного микроскопа была обнаружена до сих пор неизвестная прослойка из соединений свинца внутри полотна. Теперь стало ясно, что художник использовал этот слой для защиты холста от влаги. Подробности исследования были опубликованы в статье в научном журнале Science Advances. Выводы ученых указывают на то, что перед нанесением слоя кварцевого грунтовочного материала на холст, Рембрандт предусмотрительно защитил его от возможного повреждения влагой.

При изучении текущего состояния "Ночного дозора" группой европейских искусствоведов, химиков и физиков под руководством доцента Утрехтского университета Флориана Мейрера было сделано открытие о наличии прослойки, объясняющей появление скоплений свинцового "мыла" на некоторых участках полотна, несмотря на отсутствие соединений свинца в этих местах. Процесс реставрации "Ночного дозора" был официально запущен Государственным Музеем Нидерландов в июле 2019 года, и перед этим шедевр классической нидерландской живописи был всесторонне изучен при помощи методов естественных наук.

В ходе исследования послойной структуры холста с изображением "Ночного Дозора" ученые воспользовались рентгеновским нанотомографом и птихографом, специализированным микроскопом для изучения микрообъектов большого размера. Они изолировали небольшие зерна краски и грунта из стыка между частями холста в нижней части картины и проанализировали их, просвечивая при помощи ускорителя частиц PETRA III, связанных с ним нанотомограф и птихограф.

Благодаря использованию этих устройств ученым удалось раскрыть трехмерную послойную структуру зерен и обнаружить наличие ранее неизвестного слоя, содержащего большое количество свинца.

Инновацией от великого художника, как ученые предполагают, была свинцовая прослойка, которая была нанесена на холст первой, задолго до слоя кварцевого грунтовочного материала, который Рембрандт использовал впервые при написании "Ночного дозора". Рембрандт отказался от пропитки холста клеевыми составами, как делали другие художники, и вместо этого использовал масло, содержащее соединения свинца, чтобы защитить картины от влаги перед нанесением грунта. По мнению исследователей, это позволило Рембрандту упростить процесс подготовки холста и сэкономить деньги, особенно учитывая огромный размер картины. Этот слой был самым удаленным от поверхности картины, указывая на то, что он был нанесен первым.