Учёные раскрыли тайну различия цветов Урана и Нептуна

На протяжении длительного времени, ученые проявляли интерес к различиям в цвете Урана и Нептуна, которые, несмотря на сходные параметры и состав атмосферы, имели заметные отличия.
Исследования космического аппарата "Вояджер-2" показали, что Уран имеет аквамариновый оттенок, в то время как Нептун выглядит более темным и синим. Это противоречие вызывало путаницу и недоумение среди ученых, так как не было понятно, почему две планеты с такими же характеристиками и почти идентичным составом атмосферы отличаются по цвету.

Ученые, благодаря новым исследованиям, внесли коррективы в данные и пришли к новым выводам. Оказалось, что изображения Нептуна, полученные от "Вояджера-2", были модифицированы, чтобы выделить контраст и придать более синий оттенок, чем он на самом деле. Ранее это было известно планетологам, которые предупреждали об этом в своих публикациях, но со временем эта информация была утеряна.

Планетологи уже давно знали, что цвета Урана и Нептуна на фотографиях "Вояджера-2" были искусственно насыщены, но со временем эта информация потерялась. Однако, применив новую модель к исходным данным, ученые смогли восстановить более реалистичные цвета этих планет.

Ирвин и его команда использовали два мощных научных инструмента - Spectrograph (STIS) телескопа "Хаббл" и Multi Unit Spectroscopic Explorer телескопа Very Large Telescope, чтобы получить более точную информацию о цвете Нептуна и Урана. Путем анализа данных и переработки изображений "Вояджера-2" и изображений Нептуна, полученных с помощью камеры Wide Field Camera 3 "Хаббла", они обнаружили, что Нептун на самом деле является более светлым и его цвет ближе к цвету Урана. Отличие заключается в том, что у Нептуна есть небольшой синеватый оттенок из-за тонкого слоя атмосферы, что объясняет его предыдущее восприятие как более темной и синей планеты.

Дополнительные исследования также раскрыли другую загадку - причину изменения цвета Урана в течение его года, который длится 84 земных года. Во время солнцестояния, когда один из полюсов планеты направлен к Солнцу, Уран выглядит немного зеленоватым. В период равноденствия, когда экватор планеты обращен к Солнцу, Уран приобретает немного голубоватый оттенок. Это связано с необычной ориентацией Урана, его наклоном, при котором ось вращения планеты перпендикулярна плоскости орбиты Солнечной системы. На полюсах планеты содержится гораздо меньше метана, чем на экваторе, что приводит к изменению способа, которым Уран отражает солнечный свет в этих регионах, так как метан поглощает красные длины волн.
Дополнительное моделирование обнаружило, что на планете есть дымка из метанового льда, которая становится более плотной по мере движения планеты от равноденствия к солнцестоянию, что увеличивает ее отражательную способность. Именно это явление придает планете ее изменяющийся оттенок.

"Неправильное восприятие цвета Нептуна и необычные цвета Урана долгое время ставили нас в тупик", - говорит астроном Хайди Хаммель из ассоциации научных исследований в астрономии (не участвовавшая в исследовании). - "Это исследование, наконец, должно решить обе эти проблемы".

Источник: ixbt.com