Средство от комаров DEET нарушает работу сотен генов в половых клетках

Американские молекулярные биологи обнаружили, что пестицид DEET, который используется для борьбы с комарами, может проникать в ядра половых клеток и вызывать сбои в процессе чтения многих генов. Это приводит к массовой гибели этих клеток и появлению дефектов при их делении, сообщает пресс-служба Гарвардской медицинской школы.

Профессор HMS Моника Колаяково заявила, что они впервые обнаружили свидетельства того, что DEET негативно влияет на мейоз, одну из форм деления половых клеток. Это связано с изменением активности множества генов в половых клетках, что вызывает увеличение уровня окислительного стресса и изменение структуры хроматина, белковой "упаковки" хромосом.

В рамках исследовательского проекта, направленного на изучение влияния химических веществ на мейоз, биологи, включая Колаяково, провели исследования на червях-нематодах Caenorhabditis elegans. Они наблюдали, как различные химикаты и естественные вещества влияют на деление половых клеток, при котором материнская клетка делится на две половины, каждая из которых содержит одинарный, а не двойной набор хромосом.
В результате проведенных экспериментов, профессор Колаяково и другие биологи обнаружили, что добавление даже небольшого количества пестицида DEET в среду обитания этих беспозвоночных приводит к серьезным нарушениям в процессе мейоза. Это приводит к массовой гибели половых клеток и учащению сбоев в развитии яиц и личинок нематод.

Это открытие побудило исследователей более подробно изучить, как DEET влияет на клетки червей. Ученые исследовали, как изменяется активность клеток при разных дозировках пестицида и отслеживали все изменения, происходящие в различных клеточных системах. Выяснилось, что при достижении определенной концентрации DEET, равной 0,067 микрограмма на миллилитр, половые клетки нематод переставали правильно "читать" большое количество генов.

Согласно ученым, эти нарушения были вызваны увеличением активности различных агрессивных молекул внутри ядер половых клеток и дестабилизацией структуры хроматина - белкового каркаса, на котором находится ДНК хромосом. Изменения в структуре хроматина приводили к появлению разрывов в двойной спирали ДНК и затрудняли передвижения и взаимодействия хромосом в процессе деления клеток, что объясняет их массовую гибель и появление сбоев в развитии, сказали исследователи.