Инвазивные муравьи заставили африканских львов поменять диету

Группа экологов из разных стран обнаружила, что появление большеголовых муравьев, проникших на территорию Кении, привело к серии изменений в местных экосистемах.
В результате этого львы стали реже охотиться на зебр, а чаще нападать на африканских буйволов. Об этом сообщила пресс-служба Университета штата Флорида. Однако, в начале их появления, эти муравьи не привлекали внимание, так как они не проявляли агрессию к большим живым существам, включая людей.

Согласно профессору UFL Тодду Палмеру, мы обнаружили, что большеголовые муравьи трансформируют экосистемы незаметным образом, и это имеет катастрофические последствия. Пресс-служба вуза цитирует его слова. Большеголовые муравьи, известные как Pheidole megacephala, входят в список 100 самых опасных инвазивных видов, составленный Международным союзом охраны природы (IUCN). Изначально они были обнаружены на острове Маврикий и в некоторых регионах северной Африки, но впоследствии были случайно завезены человеком и распространились по всем экваториальным и тропическим регионам планеты.

Ученые обнаружили первый пример отрицательного влияния проникновения Pheidole megacephala на экосистемы Кении. Они сделали это открытие, наблюдая за жизнью нескольких прайдов львов, которые обитают в заповеднике Ол Педжета в центральных регионах страны.

Экологи заметили, что в последние годы львы изменили свой рацион, перестав охотиться на зебр, которые ранее составляли основу их пищи, и начали охотиться на африканских буйволов. Это побудило ученых подробно изучить изменения в экосистеме Ол Педжеты в течение периода с 2003 по 2020 год.

Согласно проведенным исследованиям, наблюдения показали, что структура питания львов в Кении изменилась из-за нашествия большеголовых муравьев. Эти насекомые вытеснили местных муравьев из рода Crematogaster, которые обитали на ветвях акаций и нападали на слонов и других крупных травоядных, пытающихся поедать листья и побеги этих деревьев.

Исчезновение данных беспозвоночных, которые защищали акации, привело к тому, что слоны быстро разрушили значительную часть рощ этих деревьев, где львы ранее подстерегали зебр. В результате этого доля зебр в рационе кенийских львов сократилась с 67% до 42%, в то время как доля буйволов в их добыче увеличилась с 0% до 42%.

Изменение структуры питания спасло львов от резкого уменьшения популяции. Однако ученые предупреждают, что более опасная добыча и усиление конкуренции за неисчерпанные ресурсы могут негативно сказаться на численности этих хищников в ближайшие годы и десятилетия. При разработке мер для защиты львов от исчезновения необходимо учесть этот фактор.

Источник и фото: nauka.tass.ru