Древний наконечник стрелы был изготовлен из метеорита

Ученые из Музея естественной истории Берна выяснили, что хранившийся в музее наконечник стрелы был вырезан охотниками бронзового века из метеорита, который упал на Землю 3,5 тыс. лет назад.
В конце 1800-х годов в жилище бронзового века на территории современной Швейцарии археологами был обнаружен наконечник стрелы размером с ладонь. С тех пор артефакт стал частью коллекции Исторического музея Берна. Очередной анализ наконечника показал, что он был изготовлен из того самого метеорита. Ученые использовали методы рентгеновской томографии и гамма-спектрометрии, и оказалось, что артефакт содержит не только изотопы алюминия-26, которые не встречаются в природе, но и следы сплава железа и никеля, характерные для метеоритов. Также по результатам анализа были выявлены следы заточки и остатки смолы, которая, скорее всего, использовалась для прикрепления наконечника к древку стрелы.

Благодаря дальнейшему исследованию стало понятно, что наконечник был изготовлен из метеорита Каалиярв в Эстонии, который упал на расстоянии более 2250 км от места, где нашли артефакт. Поскольку в бронзовом веке торговля на большие расстояния уже была налажена, наконечник мог попасть в Швейцарию вместе с торговцами.